О дозволенности чтения Корана над усопшим

12 Август 2016
13409

В продолжение темы чтения Корана над усопшими мы рассмотрим еще некоторые доводы к этому благому делу.

Мнение ханафитов

Ибн Абидин сказал: «В «Шарх аль-лубаб» сказано: «И пусть он прочитает из Корана, что является для него легким. (К примеру) суру аль-Фатиха, начало суры аль-Бакара до слов «аль-муфлихун», Аят Аль-Курсий или (аль-Бакара 285 аят) суру Ясин, Мульк, Ат-Такасур, и Ихлас – двенадцать раз, или десять, или семь, или три раза. Затем ему следует сказать: «О Аллах, доведи награду за то, что я прочитал до такого-то, или до таких-то».

Абу Бакр аль-Халлал передал, что Ибрахим Ан-Нахаи сказал: «Нет запрета чтения Корана на кладбищах».

Аллама Шурунбулали Аль-Ханафи сказал: «Рекомендуется мужчинам и женщинам посещать могилы и желательно читать (там) суру Ясин.

Касательно аята 39 суры Ан-Наджм – «Человек получит только то, к чему он стремился», Имам Джалал ад-Дин ас-Суюти передал в своём комментарии «Дурр аль-мансур»: «Ибн Аббас сказал об этом аяте: «После этого Аллах ниспослал: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере» (сура ат-Тур, 21) – Аллах ввёл детей в рай посредством их родителей».

Один из крупнейших шафиитских учёных всех времён Имам Навави сказал в книге «аль-Азкар» (стр. 207): «Сообщается, что ‘Усман бин ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Обычно после завершения погребения покойного Пророк (мир ему и благословение Аллаха) некоторое время стоял у его (могилы), а потом говорил: «Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Аллах его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы»». Аш-Шафии и его последователи говорили: «Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана». И они говорили: «А если Коран прочтут полностью, будет лучше».

Сообщается, что после погребения покойного Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах), предпочитал читать начало и конец суры “Аль-Бакара”».

Имам Куртуби пишет в своей книге «Ат-Тазкира»: «Шейх Иззуддин ибн Абдуссалам давал фетву, что до усопшего не доходит награда, которую ему подарили чтением (Корана). Когда он умер, некоторые его сподвижники увидели его во сне и спросили: «Ты говорил, что до умершего не доходит награда, которую ему подарили чтением (Корана), и как это на самом деле?» И сказал он: «Я говорил это, будучи в том мире, а сейчас я отверг эти слова, так как увидел награду Аллаха за это. Он доводит (награду) до него (усопшего)».

Стоит также отметить, что, как передавалось, имам Шафии сначала отрицал дозволенность чтения Корана умершим, а затем поменял свое мнение.

Сказал имам Навави: «Наш имам Шафии сначала отрицал это (дозволенность чтения Корана умершим), затем он поменял свое мнение...»

Имам Абу Бакр аль-Халлал передал от аль-Хасана ибн ас-Сабаха аз-Зафарани, который сказал: «Я спросил Имама Шафии о чтении (Корана) у могил. Он сказал: «В этом нет порицаемого».

Мнение Ханбалитов

В книге «Маусуа аль-фикхия» сказано: «Ханафиты и Ханбалиты придерживаются мнения, что дозволено чтение Корана и дарение награды за это умершим».

Имам Ахмад сказал: «В соответствии с текстами, пришедшими в этом вопросе, любое из добрых деяний доходит до умершего».

В книге «аль-Бахру аз-Захир» приводится предание от Али ибн Мусы ал-Хаддада: «Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой ал-Джавхари; после того как покойный был похоронен, слепой человек сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это, сказал ему: «Чтение (Корана) около могил есть нововведение!». Когда мы покинули кладбище, Мухаммад ибн Кудама сказал имаму Ахмаду ибн Ханбаль: «О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире Аль-Халаби?», имам Ахмад сказал: «Он надёжный и знающий человек». (Ибн Кудама спросил): «Ты записывал от него что-либо?». Имам сказал: «Да». И тогда Ибн Кудама сказал: «Передал мне Мубашир от Абдуллах ибн Ладжаджа, который передал от своего отца, что он завещал, чтобы после его похорон около его головы прочитали начало и конец суры аль-Бакара. Он также сказал, что слышал, как Абдуллах ибн Умар оставил такое же завещание». Имам Ахмад сказал: «Вернись и скажи мужчине, чтобы продолжал читать»».

Хадис Абдулаха ибн Ладжаджа с цепочкой передатчиков передал имам ибн Асакир в «Тарих мадина Ад-Димашк» (50/297), Имам Ат-Табарани в «Муджам аль-кабир» (19/220-221). Имам Аль-Хейсами в «Маджма аз-заваид» сказал, что на рассказчиков Табарани можно положиться – (маусукун). Ибн Муфлих Аль-Макдиси отметил, что предание достоверно.

Имам Газали в «Аль-Ихья» передал, что Имам Ахмад сказал: «Если вы заходите на кладбище, прочитайте суры Аль-Фатиха и «Ихляс» и даруйте это обитателям могил, воистину, это дойдёт до них.

Со слов Имама Ахмада также передавал Мухаммад ибн Ахмад аль-Марвази.

Шейх, алляма, мухадис Шамсуддин Мухаммад ибн Муфлих Аль-Макдиси сказал: «Достоверно передано, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) завещал прочитать около его могилы начало и конец суры Аль-Бакара. И по этой причине Ахмад отошёл от мнения, что это нежелательно».

Как передавал имам Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбал: «Я слышал, как моего отца спросили о человеке, который станет около могилы читать (Коран) для покойного. Он ответил: «Надеюсь, что в этом нет вреда».

Шейх Абдуллах ибн Абдуррахман Аль-Бассам сказал: «Сказал имам Ахмад: «Передал мне Саффан: «Шейхи говорили: «Если сура Ясин читается умершим, облегчаются их (страдания)»». Ибн Хаджар в «Аль-Исаба» отметил, что иснад этого предания достоверный»».

Сказал имам Шамсуддин ибн Абдульвахид Аль-Макдиси Аль-Ханбали: «И эти хадисы, даже если они слабые, в целом свидетельствуют, что у этого действия (чтение Корана умершим) есть основа. Мусульмане на протяжение всего времени, во всех землях (Ислама) собирались и читали (Коран) своим умершим, без (какого-либо) порицания (этого действия). И в этом есть единогласие».

Имам Сафарини Аль-Ханбали сказал в книге «Аль-Бахр аз-захир»: «Привёл Ас-Самарканди, говоря о награде за чтение суры аль-Ихлас, со слов Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах в возведённой форме: «Тот, кто придёт на кладбище и прочитает там (суру) «Ихляс» 11 раз, затем подарит награду за неё умершим, получит награду, равную количеству умерших».

И от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо, зайдя на кладбище, прочитает суры Аль-Фатиха, Ихляс, Ат-Такасур, а затем скажет «Я дарю (награду за) то, что я прочитал из Твоей речи, обитателям этого кладбища из числа верующих мужчин и женщин», то они станут его заступниками перед Аллахом»».

В книге «Аль-Ваджиз» имама Ад-Дуджайли сказано: «Не будет предосудительным чтение (Корана) на могиле. Мусульманину принесут пользу (дела,) приближающие (к Аллаху) и подаренные ему живыми».

Сказал ибн Таймия: «Тот, кто считает, что человеку могут помочь только его деяния, противоречит единогласному мнению, и это (мнение) ложное по многим причинам».

И он упомянул около десяти причин, среди них:

1) человеку приносит польза мольба другого человека, и это является пользой от деяний другого человека;

2) праведный сосед приносит пользу в жизни и после смерти, как это пришло в преданиях, и это польза от деяний другого человека;

3) молитва живого человека, совершаемая по усопшему, и мольба за него во время молитвы приносят пользу умершему. И это (польза) от деяний другого».

Также он сказал: «Имамы Ислама сошлись во мнении, что польза от мольбы (за него) доходит до умершего. (Также доходит польза) за хорошие (деяния), совершаемые от его (имени). Это из числа известных без сомнения (действий) в Исламе, о которых свидетельствует Книга, Сунна и Иджма. Тот, кто станет противоречить этому, тот из числа приверженцев нововведений. Не станет противоречить этим достоверным и ясным преданиям тот, кого они достигли. Противоречить им может лишь тот, до кого они не дошли. Они (Имамы мазхабов) разошлись во мнении именно касательно поклонений, совершаемых телом, например, молитвы и чтения Корана».

Если подытожить, то ханафиты, ханбалиты, поздние учёные из числа шафиитов, а также маликиты считали, что награда за (поклонение телом со стороны) живого доходит до умершего и (даже) до живого.

Да поможет нам Всевышний видеть истину истиной, а ложь ложью».

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Саид Абдулаев

Смотрите также:

Что говорит Шариат о посещении кладбищ?

Чтение Корана при посещении могил

О чтении и воздаянии от Корана усопшим

Ценность Корана

Достоинства чтения Корана с книги

Этика почитания Священного Корана

Коран – главный источник Ислама (ВИДЕО)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.