Достоинства чтения Корана с книги

28 Март 2016

Чтение Корана является наилучшим видом поминания Аллаха (зикра). Читая Коран, необходимо соблюдать правила таджвида (правильного чтения), а также известные правила приличия и преследовать определённые цели. Коран следует читать постоянно, ночью и днём, находясь в пути и оставаясь на одном месте. Каждый из наших праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах, сам определял для себя тот срок, в течение которого ему следовало полностью прочитать Коран.

Абу Дауд приводит сообщение, в котором упоминается, что во время Рамадана Муджахид (да будет доволен им Аллах) обычно прочитывал весь Коран между закатной и вечерней молитвами. Что же касается людей, прочитывавших весь Коран во время совершения одного раката, то их так много, что и не счесть, и к числу их относились ‘Усман бин ‘Аффан, Тамим ад-Дари и Са‘ид бин Джубайр (да будет доволен ими всеми Аллах).

Таким образом, каждому из нас тоже следует читать Коран и установить для себя своего рода план-график, в соответствии с которым он должен полностью прочитать Коран за определённый промежуток времени.

 

Время чтения Корана

Что касается времени начала и завершения чтения, то человек волен определять его по своему усмотрению. Если он относится к числу тех, кто прочитывает Коран за неделю, то примером ему может служить ‘Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), который начинал читать Коран в ночь на пятницу, а завершал чтение в ночь на четверг.

От Табиина (последователь сподвижников) Тальха иб Мусаррифа (да будет доволен им Аллах) передаётся, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وعن طلحة بن مصرف التابعي الجليل الإِمام، قال: من ختم القرآن أية ساعةٍ كانت من النهار صلّتْ عليه الملائكةُ حتى يمسي، وأية ساعةٍ كانت من الليل صلَّت عليه الملائكةُ حتى يُصبح

«На того, кто завершит чтение Корана в любое время дня, ангелы станут призывать благословения до самого вечера, а на того, кто завершит чтение Корана в любое время ночи, ангелы станут призывать благословения до самого утра». (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа.)

Также от Са‘да бин Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن سعد ابن أبي وقاص رضي الله عنه، قال: إذا وافق ختم القرآن أول الليل صلّت عليه الملائكة حتى يصبح، وإن وافق ختمه آخر الليل صلّت عليه الملائكة حتى يُمسي. قال الدارمي: هذا حسنٌ عن سعدٍ

«Если человек завершит чтение Корана в начале ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого утра, если же он завершит чтение в конце ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого вечера». (Ад-Дарими)

Помимо соблюдения правил таджвида, во время чтения Корана также необходимо проявлять искренность. Читать следует только ради получения довольства Аллаха Всевышнего, слава Ему, не пытаясь при этом добиться каких-либо иных целей. Каждый читающий Коран должен не забывать о том, что он ведёт тайную беседу с Всевышним Аллахом и читает Его Книгу.

Даже если человек знает весь Коран наизусть, чтение по книге однозначно предпочтительнее чтения по памяти, и вознаграждение за такое чтение будет намного больше. Такого мнения придерживаются крупные учёные Шафиитского мазхаба, и так в большинстве своём поступали наши праведные предшественники (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако такое чтение будет предпочтительным за исключением тех случаев, когда чтение по памяти будет способствовать смиренности, размышлению, собранности сердца и лучшему пониманию, чем чтение по книге. Следовательно, в таких случаях читать по памяти будет лучше. Если же результат в обоих случаях одинаков, то однозначно предпочтительнее читать по книге, и именно этот случай имели в виду наши праведные предшественники.

Предпочтение чтению Корана с книги отдаётся также по причине того, что, когда человек читает по книге, вероятность ошибиться доведена до минимума, а тот, кто читает наизусть, может в любое время забыть тот или иной аят или перепутать буквы, звуки или огласовку. Поэтому за чтение по книге Всевышним Аллахом обещана двойная награда. Особенно это актуально в наше время, когда чтению Корана с соблюдением всех правил таджвида не уделяется должное внимание.

От Авса Ас-Сакакфи передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن أوس الثقفى قال: قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم: قراءة الرجل فى غير المصحف ألف درجة، وقراءته فى المصحف تضاعف ألفى درجة (الطبرانى والبيهقى) 

«Чтение Корана человеком по памяти (без книги) – это тысяча вознаграждений, а за чтение Корана по книге вознаграждение увеличивается до двух тысяч раз». (Табарани, Байхаки)

Согласно вышеприведенному, мы можем, не прикладывая никаких усилий, получить вдвое большую награду за чтение Корана только за то, что мы прочитали его с книги. Да воздаст Аллах всем, кто читает и обучает Корану, всеми благами в обоих мирах.

По материалам книги Имама Ан-Навави «Аль-Азкар».

Подготовил: Нурмухаммад Изудинов