Как не следует делать дуа?

1 Декабрь 2016
15537

Одной из величайших милостей всевышнего Аллаха к своим рабам является то, что мы можем попросить любого брата по вере сделать за нас дуа. Часто мы просим делать дуа для всего джамаата у более знающих или благочестивых людей, то есть тех, кому Всевышний Аллах чаще всего отвечает. От Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) часто говорил:

دعوةُ المرءِ المُسْلِمِ لأخِيهِ بِظَهْرِ الغَيْبِ مستجابةٌ، عِنْدَ رأسهِ مَلَكٌ موكلٌ، كُلما دَعا لأخِيهِ بخيرٍ، قالَ المَلَكُ الموكلُ بِهِ: آمِينَ، وَلَكَ بمثلٍ

«Мольба мусульманина за своего брата, возносимая им в его отсутствие, будет принята, ибо у головы его находится уполномоченный (получивший особое поручение) ангел. И каждый раз, когда он обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, испрашивая для него блага, этот ангел говорит: «Амин, и да будет тебе то же!». (Муслим)

Но иногда человек, которому мы доверяем сделать дуа за нас или за весь джамаат, выделяет только себя, то есть делает дуа только за себя и читает его в единственном числе. Чаще всего это случается, когда читают дуа на арабском языке. Причиной этого является незнание арабского языка. Следовательно, этот человек читает дуа якобы для всего джамаата, а на самом деле просит только для себя, ибо не понимает смысла того, что читает.

Зачастую такие ошибки допускают и люди, понимающие арабский язык, и даже имамы некоторых мечетей. Это, в свою очередь, показывает их неподобающее отношение к тем людям, которые доверили им возглавить их поклонение Всевышнему Аллаху.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар» пишет об этом следующее:

«Если человек возглавляет коллективный намаз (совершает джамаат-намаз в качестве имама), ему желательно в дуа кунут говорить: «Аллахумма, ихди-на» – «О Аллах, веди нас...» во множественном числе. Если же он скажет: «ихди-ни» – «веди меня…» в единственном числе, его дуа кунут будет действительной, но говорить так нежелательно, поскольку имаму, который произносит слова мольбы, не следует выделять себя.

Передают от Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

لا يؤم عَبْدٌ قَوْماً فَيَخُصَّ نَفْسَهُ بدعوةٍ دُونَهُمْ، فإنْ فَعَلَ فَقَدْ خانهم

«Пусть любой раб Аллаха, который будет совершать намаз в качестве имама, не обращается с мольбой только за себя, не упоминая людей. А если он сделает так, то это будет означать, что он предал их». (Абу Давуд, Тирмизи)

Конечно, никто не имеет намерения выйти перед джамаатом, чтобы предать их, но иногда получается так, что некоторые люди делают это непреднамеренно. Поэтому каждому, кто возглавляет коллективное поклонение, следует учесть вышеприведённый момент и постараться в таких случаях читать дуа во множественном числе, включая в свои мольбы всех присутствующих и отсутствующих братьев, и сестёр. Этим он, во-первых, оправдает оказанное ему доверие, во-вторых, выполнит Сунну Пророка (ﷺ), и в-третьих, ангел будет говорить на его мольбы: «Амин, и да будет тебе то же!» в том случае, когда он включает в дуа и отсутствующих…

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.