Можно ли брать закят на оплату обучения детей?

17 Август 2019
3410

Вопрос:

Человек берет закят из-за того, что он получает недостаточную для содержания и обеспечения себя и своей семьи заработную плату. Однажды ему на работе выдают премию и повышают зарплату, за счёт которой он сможет закрыть брешь в семейном бюджете, следовательно, он не будет нуждаться в закяте. Можно ли ему освободившиеся средства, которые он получал в качестве закята до выдачи премии и повышения зарплаты, потратить на учёбу своих детей? Или же он обязан вернуть закят и оплатить учёбу детей из своих средств?

Ответ:

Выплаченный богатыми людьми закят дает возможность неимущему человеку получить пропитание хотя бы для выживания. Не имеющий средств начать свое дело получает возможность для этого, а выплачивающий очищается от плохих качеств.

После того, как человек, которому положен закят, получил на руки свою долю из закята, он становится хозяином этого имущества. Исходя из этого, когда человек получает средства от закята, если на время получения этих средств он был из числа людей, которым положен закят, он становится полноправным хозяином этих средств. Потом, когда он из других источников получает средства, которых ему хватит на пропитание, и, соответственно, он выходит из числа людей, которым положен закят, он не обязан возвращать средства, которые уже получил из закята. Следовательно, он имеет право распорядиться этими средствами по своему усмотрению, как и с другим своим имуществом.

Более того, оплата обучения детей, по мнению некоторых учёных, считается одним из обязательных пунктов обеспечения семьи. То есть если человеку не хватает средств для оплаты обучения своих детей, то его можно отнести к числу людей, которым положен закят. Следовательно, он имеет право брать закят и направлять эти средства на оплату обучения детей.

Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж», описывая неимущего, сказал:

«Неимущий (факыр) – это человек, который не имеет ни своего имущества, ни заработка, соответствующего его положению, которыми он мог бы покрывать свои нужды. Под нуждами же подразумевается то, что ему реально необходимо: еда, одежда, жилье и другое, в чём имеется нужда в соответствии с его положением и положением тех, кого он обязан содержать без излишеств и скудности».

К категории «в чём имеется нужда в соответствии с его положением и положением тех, кого он обязан содержать» можно отнести и оплату обучения детей, которых он обязан содержать. Однако необходимым условием для этого является получение детьми полезных знаний. В противном случае оплата их обучения не считается нуждой, которая разрешает брать закят.

Исходя из всего вышесказанного, этот человек может потратить освободившиеся средства, которые он получал в качестве заката до выдачи премии и повышения зарплаты, на оплату учёбы своих детей. Следовательно, он не обязан возвращать обратно средства, которые он получал в качестве закята.

Аллах знает лучше!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.