Это должен знать каждый: чего не следует делать во время азана?

10 Декабрь 2020
45832

Азан – это призыв на молитву. Оглашение азана в населённом пункте является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для всех мусульман этого пункта. Если один человек выполнит этот фарз, с остальных жителей снимается ответственность. А если ни один человек не сделает этого, все жители этого места впадают в грех.

Можно ли разговаривать во время азана?

Разговаривать во время оглашения азана не запрещено, но крайне нежелательно. Слушать азан и повторять про себя его слова является сунной Пророка . Так верующий выражает уважение к азану и к самой религии.

Во время оглашения азана желательно не только оставить разговоры, но и отложить все свои дела и обратиться к поклонению. Чем бы человек ни был занят, желательно приостановить свои дела, даже если человек совершал зикр, читал Коран, занимался получением религиозных знаний.

Ответ на азан является особенностью нашей уммы, ибо и сам азан – это особенность нашей уммы. То есть во время оглашения азана следует отвечать на него, а не разговаривать. Даже если человек во время оглашения Азана занимается получением знаний, чтением Корана, поминанием Аллаха (зикром), то ему желательно прервать своё занятие и ответить на азан.

Мухаммад ибн ‘Абдуллах Аль-Джурдани в своей книге «Фатх аль-‘Аллям би-шарх Муршид аль-Анам» пишет об этом следующее:

«Желательно не разговаривать ни о чём, а отвечать на азан, пока не завершится оглашение азана. Даже если человек слышит азан, когда занят получением знаний, чтением Корана или зикра, ему желательно прервать всё это и ответить на азан.

В книге "Бушра аль-карим" ясно изложено, что следует прерывать изучение религиозных наук, несмотря на то, что это является обязательным (а ответ на азан сунной), ибо в таком случае обучение не упускается, ведь его можно продолжить после завершения азана. А ответ на азан упускается, если сразу не ответить на него. (То есть обучение можно возобновить, а ответ на азан упускается, если не ответить вовремя.) Обратите на это особое внимание, ведь многие люди небрежно относятся к этому.

Имам Джалалуддин Ас-Суюти в своей книге "Мухтасар Аль-Азкар Ан-Навави" сказал:

"Поистине, есть опасения, что у того, кто разговаривает во время оглашения азана, будет плохой конец, то есть он может умереть неверующим. Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от этого"».

Можно ли читать Коран во время оглашения азана или икамата?

Читать Коран во время оглашения азана и икамата также не запрещено, но желательно прервать чтение и заняться ответом на азан, ведь после завершения азана и икамата можно продолжить чтение Корана, а ответ на азан упускается, как только завершается его оглашение.

Следовательно, тому, кто читает Коран, при звуках азана лучше завершить аят, который он читает, остановиться на этом и заняться ответом на азан. А после завершения азана он может продолжить своё чтение.

Можно ли возносить дуа во время оглашения азана?

Возносить дуа в это время также не запрещено, но желательно не делать этого. Во время оглашения азана следует заниматься ответом на азан, а дуа желательно вознести после завершения азана и икамата.

От Джабира бин ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَنْ قال حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ

اللَّهُمَّ رَبِّ هَذهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلاةِ القائِمةِ، آتِ مُحَمَّداً الوَسِيلَةَ والفَضِيلَةَ، وابْعَثْهُ مَقاماً محموداً الذي وَعَدْتَهُ حَلَّتْ لَهُ شَفاعَتِي يَوْمَ القِيامَةِ

«В День суда право на моё заступничество получит тот, кто, услышав слова азана, скажет: "Аллаhумма рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-каимати ати Мухаммадан-иль-василата ва-ль-фазилата, ваб‘асху макаман махмудан-и-ллязи ва‘адтаху (О Аллах, Господь этого совершенного призыва (то есть единобожия) и совершающегося намаза, даруй Мух’аммаду аль-Василя и достоинство и предоставь ему высокое положение, которое Ты обещал ему)"». (Имам Ахмад, 14817; Бухари, 614; Абу Дауд, 529; Ибн Мадджах,722; Тирмизи, 211)

Нужно ли повторять за муэдзином слова азана и икамата?

Ответ на азан и икамат подразумевает как раз таки повторение за муэдзином всех слов азана и икамата, кроме слов: «(حَيَّ عَلى الصَّلاةِ) Хайя ‘аля-с-саля (Спешите на молитву)» и «(حَيَّ عَلى الفَلاح) Хайя ‘аля-ль-фалях (Спешите к спасению)». После этих слов желательно сказать: «(لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللّه) Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ (Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха)».

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

 إذا سَمِعْتُمُ النِّداءَ فَقُولُوا مِثْلَ ما يَقُولُ المُؤَذّنُ‏

«Когда услышите азан (призыв к молитве), повторяйте то, что говорит муэдзин”».    (Бухари, 611; Муслим, 383; Абу Дауд, 522; Тирмизи, 208; Ибн Маджах, 720)

Также от ‘Алкамы ибн Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

 إِنِّي لَعِنْدَ مُعَاوِيَةَ إِذْ أَذَّنَ مُؤَذِّنُهُ، فَقَالَ مُعَاوِيَةُ، كَمَا قَالَ الْمُؤَذِّنُ، حَتَّى إِذَا قَالَ: حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، قَالَ: لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ فَلَمَّا قَالَ: حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، قَالَ: لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا  بِاللَّهِ ، وَقَالَ بَعْدَ ذَلِكَ مَا قَالَ الْمُؤَذِّنُ، ثُمَّ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ ذَلِكَ

«Я был возле Му‘авии, когда его муэдзин начал оглашать азан. Муавия повторял то, что говорил муэдзин, пока тот не произнёс слова "Хайя ‘аля-с-саля", после них же он сказал: "Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ". А когда муэдзин произнёс слова: "Хайя ‘аля-ль-фалях", он также сказал: "Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ". После этого Му‘авия сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха говорил так"». (Имам Ахмад, 16831; Ан-Насаи, 677)

При оглашении икамата после слов «(قد قامت الصلاة) Кад камати-с-салату (Молитва началась)» следует произнести: «(أقامَها اللَّهُ وأدَامَها‏) Акама-һа Ллаһу ва адамаха (Да устроит и да продлит её Аллах)».

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) или от кого-то другого из сподвижников Пророка передаётся, что однажды Билял начал читать икамат. Когда Билял произнёс слова «Кад камати-с-саляту», Пророк сказал:

أقامَها اللَّهُ وأدَامَها‏

«Акамаһа-Ллаһу ва адамаһа (Да устроит и да продлит её Аллах)». (Абу Дауд, 528)

Также стоить отметить, что желательно читать дуа между азаном и икаматом, ибо дуа, вознесённое в этот момент, не будет отвергнуто Всевышним Аллахом.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يُرَدُّ الدُّعاءُ بَينَ الأذَانِ والإِقامَةِ

«Мольба, с которой обращаются к Всевышнему Аллаху между азаном и икаматом, не отвергается». (Имам Ахмад, 12584: Абу Дауд, 521; Тирмизи, 212)

Исходя из всего вышеприведённого, мы понимаем, что во время оглашения азана человек должен отвечать на азан, оставив все посторонние дела. Даже если человек занимается чтением Корана, приобретением полезных знаний и другими тому подобными занятиями, не говоря уже о других обычных разговорах и делах, ему следует прерваться, чтобы ответить на азан. Более того, разговоры во время оглашения азана могут привести человека к сууль-хатимат (дурному концу жизни).

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.