Всё, что сотворил Всевышний, создано со строго ограниченным сроком жизни. Ни одно творение не может прожить в этом мире даже на миг больше того времени, которое ему отвёл Всевышний. Точно так же никто не покинет этот мире раньше определённого ему Творцом срока.
Всевышний Аллах в священном Коране сказал:
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَـاعُ الْغُرُور
(смысл): «Каждая душа вкусит смерть, и вам сполна будет дана ваша награда в День воскрешения. И кто будет избавлен от огня и введён в Рай, тот добился успеха. А земная жизнь – только искушение обольщением». (сура Али Имран: 185)
Как видите, расставание с мирской жизнью и уход в мир иной неизбежны для каждого человека. Всевышний определил не только неизбежность ухода – место и момент смерти тоже предопределены и неотвратимы, но никто из людей не знает, где и когда уйдёт.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
إِنَّ اللَّهَ عِندَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
(смысл): «Поистине, Аллах таков, что только у Него имеется знание о Часе Суда; и только Он низводит дождь из облаков (знает, когда и где пойдет дождь); и только Он знает, что находится в утробах, но ни одна душа не знает, что она приобретёт и что с ней произойдёт завтра, и не знает ни одна душа, на какой земле она умрёт. Поистине, Аллах – знающий, всеведающий». (Сура Лукман: 34)
Каждый, кто покинет это мир, непременно отправится к милости Всевышнего Создателя. Его дальнейшая судьба сложится именно так, как решит Аллах. Поэтому ещё при жизни мы должны стараться максимально приблизиться к Творцу и заслужить Его довольство, когда имеем на то возможность.
Если кто не постарался и не успел воспользоваться данной ему Всевышним возможностью заслужить довольство Аллаха в этой жизни, в Ахирате его ждёт провал. Такому человеку останется только вечно сожалеть о своих ошибках, потому что конец жизни человека означает и конец предоставленных ему возможностей для спасения.
Всевышний Аллах в Своей книге сказал:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
(смысл): «Расходуйте из того имущества, которым Мы наделили вас, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: "Господи! Если бы Ты предоставил мне небольшую отсрочку, я начал бы раздавать милостыню и стал одним из праведников"». (сура Аль-Мунафикун: 10)
В этом мире всё иллюзорно, многие не видят своих ошибок и упущений, но в Судный день все узнают истинное положение вещей и о том, какие возможности были упущены. Поэтому очень важно своевременно использовать представленные нам Создателем возможности.
Все мы смертны, этого невозможно избежать, и чем скорее человек осознает это, тем легче ему будет принять смерть своих близких. Но как пережить смерть близкого человека и как себя вести, если кто-то из близких умирает на наших глазах?
В это время желательно присутствие рядом с умирающим его родных и близких. Будет лучше, если они благочестивые людьми, чтобы напоминать умирающему о милости Аллаха, призывать его к покаянию, а также убеждать, что прощение Аллаха велико.
Не следует оставлять того, кто находится при смерти, наедине с собой. Необходимо проявлять к нему доброту и терпение, облегчать его физическую боль всеми возможными способами. Помимо этого, присутствующим рядом с умирающим следует обратиться к Всевышнему с мольбами за него, чтобы Аллах даровал ему спокойную смерть и простил его грехи.
Умирающего следует уложить на правый бок, повернув лицом к Кибле. Если это невозможно по причине болезни, или такое положение причиняет неудобства, можно уложить его на спину, повернув пятки и голову в сторону Киблы, подложив для этого что-нибудь под голову.
Также присутствующим следует напоминать тому, кто находится при смерти, слова шахады, чтобы они оказались его последними в жизни словами.
От Абу Хурайры и Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَقِّنُوا مَوْتَاكُمْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ
«Напоминайте своим умирающим, чтобы они произносили слова "Ля иляха илля Ллах (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха)"». (Муслим, 917; Ибн Маджах, 1444; Ибн Хиббан, 3004; Тирмизи, 976)
Также от Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَنْ كَانَ آخِرُ كَلامهِ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ دَخَلَ الْجَنَّةَ
«Тот, чьими последними словами в этой жизни будет выражение: "Ля иляха илля Ллах (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха)", войдёт в Рай». (Абу Дауд, 3116; Баззар, 2626)
Если умирающий сам не произносит эти слова, следует мягко, чтобы не вызвать у него раздражения, подсказать ему сделать это, иначе умирающий может их отвергнуть или отказаться от произнесения из-за испытываемых им болей. Один раз подсказав слова умирающему, не следует повторять подсказку, если только он не станет произносить какие-либо иные слова.
Желательно, чтобы человек, который указывает на необходимость произнесения этих слов умирающему, был благочестив и пользовался доброй славой. Если это будет делать не благочестивый человек, это может вызвать обратную реакцию. Умирающий может обвинить в нечестии того, кто советует ему проявлять благочестие в последние минуты жизни.
Желательно также, чтобы эти слова ему не подсказывал кто-то из его потенциальных наследников, ибо в таком случае человек, находящийся при смерти, опечалится, подумав, что тот желает избавиться от него, дабы поскорее получить его имущество.
Возле умирающего человека также желательно читать суры Ясин Ар-Ра'д. Смысл чтения суры Ясин возле умирающего заключается в том, чтобы он вспомнил, что ожидает его на том свете, и его вера укрепилась в этот трудный час. А чтение суры Ар-Ра'д облегчает выход души из тела человека.
Если умирающий имеет достаточно знаний, чтобы размышлять над смыслом Корана и правильно понять его, предпочтительнее читать суру Ясин, в ином случае лучше читать суру Ар-Ра‘д, хотя предпочтительнее читать обе суры.
Имам ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» об этом пишет следующее:
«Желательно читать суру Ясин возле умирающего, так как относительно неё есть достоверный хадис: "Читайте над вашими умирающими суру Ясин". Смысл в том, что сура Ясин повествует о страхах и ужасах Судного дня, об исчезновении этого мира, о райских благах и адских муках. И умирающий, слушая чтение этой суры, может вспомнить всё вышесказанное, и оно укрепит его».
Также имам Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет:
«Некоторые большие учёные нашего мазхаба посчитали желательным читать возле умирающего суру Ар-Ра'д, поскольку от Джабира передаётся, что чтение этой суры облегчает выход души из тела».
Присутствующим следует помогать умирающему человеку делать только благие предположения о своем Господе и говорить ему о милости Аллаха и о Его безграничных благах, уготовленных его уверовавшим рабам, и о том, как Аллах прощает грехи кающимся грешникам и т. п.
Муслим Абдулаев
Смотрите также:
Смерть непременно настигнет вас
Что такое смерть с точки зрения Ислама?
Что такое смерть и что происходит с душой после смерти? Видео