Есть ли рядом с Аллахом что-то?

11 Декабрь 2020
9579

К причинам искажения истинного понимания Корана и хадисов можно отнести их буквальный перевод и сравнение Аллаха с его творениями.

Для примера возьмём хадис, который приводится от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) в сборниках хадисов имамов Аль-Бухари и Муслима:

لَمَّا قَضَى اللَّهُ الخَلْقَ كَتَبَ فِي كِتَابِهِ فَهُوَ عِنْدَهُ فَوْقَ العَرْشِ إِنَّ رَحْمَتِي غَلَبَتْ غَضَبِي

«Когда Аллах завершил творение, Он записал в Своей Книге, которая находится рядом с Ним над ‘Аршем: “ Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев”». (Имам Ахмад, 8700; Бухари, 3194; Муслим, 2751)

Если подойти к этому хадису буквально, то понимается, что рядом с Аллахом есть что-то, то есть Аллах – это физический объект, который занимает место и рядом с которым есть другой физический объект.

Однако имам аль-Бухари привёл этот хадис не в качестве довода в пользу того, что Аллах находится в каком-то месте или нечто находится рядом с Ним, свят Он и велик. На это указывает глава, в которой имам аль-Бухари привёл данный хадис. Он не назвал её «Раздел о том, что Всемогущий Аллах находится в каком-то месте» или «Раздел о том, что что-то находится рядом с Аллахом», нет, он назвал её так: «Раздел о словах Всевышнего Аллаха: его Трон находился на воде». Из этого понимается следующее:

1. имам Аль-Бухари привёл этот хадис в разделе, где разбирается местонахождение ‘Арша, а не Аллаха, так как наличие у Него признака места является абсурдным;

2. имам Аль-Бухари понял этот хадис не так, как поняли саляфиты;

3. если бы он понимал его, как они, то назвал бы раздел так, как было сказано выше.

Я бы ещё посоветовал прочитать комментарии учёных, которые провели часть жизни, комментируя хадисы из сборника имама аль-Бухари: хафиза Ибн Хаджара, аль-Айни, аль-Кирмани, Ибн Хаджара аль-Касталяни, Шаха аль-Кашмири и других.

Посмотрев эти толкования, читатель увидит, что учёные поняли из этого хадиса не то, что утверждают саляфиты.

Возьмём, к примеру, комментарии хафиза Ибн Хаджара. В труде «Фатх аль-Бари» (13/413) он пишет следующее:

قَالَ الْخَطَّابِيُّ الْمُرَاد بِالْكِتَابِ أَحَد شَيْئَيْنِ : إِمَّا الْقَضَاء الَّذِي قَضَاهُ كَقَوْلِهِ تَعَالَى ( كَتَبَ اللَّه لَأَغْلِبَنَّ أَنَا وَرُسُلِي ) أَيْ قَضَى ذَلِكَ ، قَالَ وَيَكُون مَعْنَى قَوْله "فَوْق الْعَرْش" أَي: عِنْده عِلْم ذَلِكَ فَهُوَ لَا يَنْسَاهُ وَلَا يُبَدِّلهُ ، كَقَوْلِهِ تَعَالَى ( فِي كِتَاب لَا يَضِلُّ رَبِّي وَلَا يَنْسَى ) . وَإِمَّا اللَّوْح الْمَحْفُوظ الَّذِي فِيهِ ذِكْر أَصْنَاف الْخَلْق وَبَيَان أُمُورهمْ وَآجَالهمْ وَأَرْزَاقهمْ وَأَحْوَالهمْ ، وَيَكُون مَعْنَى " فَهُوَ عِنْده فَوْق الْعَرْش " أَيْ ذَكَرَهُ وَعَلِمَهُ

 «Аль-Хаттаби сказал, что под книгой (китаб) подразумевается одно из двух:

1. или это решение Всевышнего, которое Он предписал, например, следующим образом: “Аллах записал: "Я и Мои посланники непременно одержим победу!"”, то есть Он предрёк это. И смысл его слов “над ‘Аршем” таков: “Аллах обладает знанием об этом, не забывает это и не меняет, как сказано в словах Всевышнего: "Мой Господь не ошибается и не забывает"”;

2. или же Хранимая скрижаль (Аль-Лявх аль-махфуз), в которой содержится перечисление категорий творений, разъяснение их дел, срок жизни, пропитание и их состояние. В таком случае смысл слов “которая находится рядом с Ним над ‘Аршем” будет таков: “Он всё это знает и сказал”».

Исходя из слов имама Аль-Хаттаби, нельзя понимать, что тут подразумевается физическое место, потому что Господь Всемогущий не находится в каком-либо месте, так как признак места присущ телам, а Аллах – не тело, Он – Творец тел. Такое понимание соответствует и контексту хадиса, так как Пророк хотел обрадовать людей вестью, что милость Всемогущего Аллаха превосходит Его гнев.

Если спросят, почему же Пророк подобрал слова, которые внушают мысль о пребывании Аллаха в какой-либо стороне или месте, мы ответим, что эти слова в контексте данного хадиса не указывают на сторону или какие-то физические границы, подобное придёт на ум только людям, привыкшим уподоблять Аллаха творениям.

Поэтому имам аль-Ираки, комментируя этот хадис в своей книге «Т'арх ат-тасриб фи шарх ат-такриб», пишет следующее:

لَا بُدَّ مِنْ تَأْوِيلِ ظَاهِرِ لَفْظِهِ "عِنْدَهُ"؛ لِأَنَّ مَعْنَاهَا حَضْرَةُ الشَّيْءِ وَاَللَّهُ تَعَالَى مُنَزَّهٌ عَنْ الِاسْتِقْرَارِ وَالتَّحَيُّزِ وَالْجِهَةِ، فَالْعِنْدِيَّةُ لَيْسَتْ مِنْ حَضْرَةِ الْمَكَانِ، بَلْ مِنْ حَضْرَةِ الشَّرَفِ أَيْ وَضَعَ ذَلِكَ الْكِتَابَ فِي مَحَلٍّ مُعَظَّمٍ عِنْدَهُ

«Необходимо толковать слова “рядом с Ним”, так как они указывают на наличие чего-то (в каком-то месте), а Всевышний Аллах пречист от утверждения, занимания места и пребывания в какой-то стороне. Поэтому “рядом” означает не наличие места, а почёт, то есть Аллах поставил эту книгу на почётное для Него место».

Резюмируя вышенаписанное, мы можем сказать, что Всевышний Аллах не находится в каком-либо месте, и ничто физически не находится рядом с Ним. И слова Пророка никоим образом не подкрепляют убеждений салафитов, придающих Аллаху телесность и уподобляющих Его творениям.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Хадисдибир Расулов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.