Мысли – будет ли наказание за них?

30 Декабрь 2020
3208

Наш разум постоянно подвергается натиску разного рода мыслей. Он принимает и отменяет какие-то решения, от некоторых ему легко отказаться, а от некоторых – нет. Иногда испытанием человека является размышление о грехе.

Сатана наущает его, призывает к дурному. Бывает и так, что человек намеревается совершить какой-либо грех, но по разным причинам не совершает его. Будет ли человек отвечать за плохие мысли и за то, что происходит у него на душе, если это плохое, и будет ли он вознаграждён за отказ мыслей?

Всевышний Аллах в суре Аль-Бакара сказал:

وَإِن تُبْدُوا مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللَّهُ ۖ فَيَغْفِرُ لِمَن يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَن يَشَاءُ

(смысл): «Раскроете ли вы то, что в душах ваших, или станете скрывать – всё равно Аллах знает об этом и потребует с вас отчёта за это. Он прощает (грехи), кому пожелает, и наказывает, кого пожелает». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 284)

Когда был ниспослан этот аят, сподвижники очень испугались, что Аллах спросит с них как за явные деяния, так и за скрытые. Под скрытыми деяниями подразумеваются деяния сердца. Ведь так же, как любым органом, мы совершаем деяния и сердцем: мысли, намерения, убеждения, решения.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ ۚ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَٰئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا

(смысл): «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, ведь слух, зрение, сердце – все они будут в День суда об этом спрошены». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исра, 36)

В этом аяте есть указание на то, что деяния сердца, как и деяния слуха и зрения, не стираются из книги деяний. И оба этих аята говорят нам о предстоящем спросе за содержимое сердец.

Подобных аятов в Коране предостаточно, но делать выводы ещё рано, ведь передаются хадисы, сообщающие о прощении.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ اللَّهَ تَجَاوَزَ عَنْ أُمَّتِى مَا حَدَّثَتْ بِهِ أَنْفُسَهَا ، مَا لَمْ تَعْمَلْ أَوْ تَتَكَلَّمْ

«Поистине, Аллах простит моей общине то, что станут внушать им их души, если только кто-нибудь из них не станет говорить об этом или делать это». (Бухари, 5269; Муслим, 127; Абу Дауд, 2209; Тирмизи, 1183)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

يَقُولُ اللَّهُ: إِذَا أَرَادَ عَبْدِي أَنْ يَعْمَلَ سَيِّئَةً، فَلَا تَكْتُبُوهَا عَلَيْهِ حَتَّى يَعْمَلَهَا، فَإِنْ عَمِلَهَا فَاكْتُبُوهَا بِمِثْلِهَا، وَإِنْ تَرَكَهَا مِنْ أَجْلِي فَاكْتُبُوهَا لَهُ حَسَنَةً، وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَعْمَلَ حَسَنَةً فَلَمْ يَعْمَلْهَا فَاكْتُبُوهَا لَهُ حَسَنَةً، فَإِنْ عَمِلَهَا فَاكْتُبُوهَا لَهُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِ مِائَةِ ضِعْفٍ

«Всевышний Аллах говорит: “Если решит раб Мой совершить дурное, не записывайте за ним дурного дела, пока он не совершит его. Если он совершит дурное, запишите, как оно есть, а если он откажется от его совершения ради Меня, то запишите ему одно доброе дело. Если он решит совершить доброе дело, но не совершит его, запишите ему одно доброе дело, а если он совершит его, то записывайте ему от десяти до семисот и многим более добрых дел”». (Бухари, 7501; Муслим, 128; Тирмизи, 3073)

Как видим, между аятами и этими хадисами, кажется, есть некое противоречие, в котором стоит разобраться, начиная с момента возникновения этих мыслей в сердце до их физического проявления.

Имам Фахруддин Ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) в комментариях к первому аяту приводит мнения нескольких учёных. Самое достоверное из них следующее:

«Мысли, посещающие человека, делятся на два вида:

1. те, что крепко укоренились в сердце, которые человек уже решительно настроен исполнить их, за них несомненно будет наказание;

2. это мысли, посещающие человека непроизвольно, он не желает, чтобы они посещали его и избавиться от них не может, за них наказания не будет».

Имам Аль-Газали в книге «Возрождение религиозных наук» (5/146) подразделяет всё то, что приходит на сердце, на четыре вида:

первое, что приходит нам в голову – это мысль. К примеру, мысль о девушке, которая идёт позади, и если человек повернётся, то увидит её;

второевозбуждённое желание посмотреть на эту девушку, которое имам называет склонностью эго;

третьерешение сердца о необходимости совершить то, что он возжелал, то есть посмотреть на девушку. Это имам называет убеждением;

четвёртоетвёрдое намерение совершить действие, то есть посмотреть на неё.

Что касается первых двух категорий, то они неконтролируемы, и избавиться от них сложно, а порой невозможно, поэтому за них не будет наказания, так как Аллах в священном Коране говорит:

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا

(смысл): «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 286)

Именно эти категории подразумеваются в словах Посланника Аллаха: «Поистине, Аллах простит моей общине то, что станут внушать им их души».

А что касается третьего вида мыслей, то они бывают либо вынужденными, либо добровольными, за первые не положено наказание, а за вторые положено. А за четвёртый вид мыслей человек понесёт наказание.

Однако будет ли он наказан, если он не воплотит в реальность намерение из четвёртой категории? Тут имам Аль-Газали рассматривает две основные причины, по которым человек может не воплотит в реальность намерение четвёртого вида:

1. страх наказания Аллаха или сожаление за такое намерение;

За такой отказ человеку запишется одно благое деяние, ведь отказ от плохого намерения – благо.

2. отказ от действия не из-за страха наказания Аллаха, а по другой причине.

Например, что-то помешало ему совершить действие в соответствии с намерением: он хотел вечером пойти ограбить дом, и когда пришёл в дом, обнаружил собаку и не смог ничего украсть.

За такое деяние сердца будет спрос и наказание, ведь не будь этого препятствия, он бы с лёгкостью совершил намеренное.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

إِنَّمَا يُبْعَثُ النَّاسُ عَلَى نِيَّاتِهِمْ

«Поистине, люди будут воскрешены в соответствии со своими намерениями». (Ибн Маджах, 4229)

Например, если человек лёг спать с намерением утром убить мусульманина или совершить прелюбодеяние и умрёт с этой мыслью, то он покинет этот мир, как если бы совершил его. Поэтому Посланник Аллаха на вопрос «В чём же вина убитого?», когда его спросили о двух мусульманах, скрестивших мечи в поединке, ответил так: «Он хотел убить своего брата».

Из всего сказанного ясно, что сердце – это немаловажный орган в теле человека. Поскольку сердце является источником всех деяний, оно больше всего заслуживает наказания, ведь всякое действие, которые выполняют органы, берёт своё начало в сердце. И если человек вовремя среагирует разумом и отфильтрует мысли и намерения, то спасётся в этом и в том мире.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Абубакр Пирдамов

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle