Освободится ли от адского огня тот, кто уже понёс наказание при жизни

27 Май 2021
2707

В Исламе за определённые преступления установлены соответствующие виды наказания. Преступления, как и грехи, подразделяются на те, что между человеком и Господом, и на те, что между людьми.

Если человек совершил преступление, за которое Всевышний установил наказание в этом мире (хадд), никто не имеет право отменить его. Если же в результате преступления человек нанёс вред имуществу, здоровью, чести другого человека, то наказание за этот вред зависит от желания пострадавшего.

Если кто-нибудь отрезал руку человеку, пострадавший имеет право требовать такого же наказания для преступника, и его желание должно быть исполнено. Однако пострадавший имеет право простить этого преступника за определённую плату или полностью простить его безо всяких условий. Таким образом, преступник освобождается от наказания.

А если человека уже наказали за совершённое преступление, будет ли он повторно наказан в Ахирате за это же преступление?

Согласно мнению большинства учёных (джумхур), наказание человека при жизни является полным искуплением греха, за которые человек понёс это наказание. За эти же преступления он не понесёт ещё раз наказание в Ахирате, то есть этот грех полностью стирается.

Например, если человек пил алкоголь и ему было назначено соответствующее шариатское наказание (хадд) за это нарушение, и при этом не противился наказанию и смиренно вытерпел его, то в вечной жизни он уже не в ответе за этот грех.

От ‘Убады бин Ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды, когда вокруг Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) собралась группа его сподвижников (да будет доволен ими Аллах), он сказал им:

تَعَالَوْا بَايِعُونِي عَلَى أَنْ لَا تُشْرِكُوا بِاللَّهِ شَيْئًا، وَلَا تَسْرِقُوا، وَلَا تَزْنُوا، وَلَا تَقْتُلُوا أَوْلَادَكُمْ، وَلَا تَأْتُوا بِبُهْتَانٍ تَفْتَرُونَهُ بَيْنَ أَيْدِيكُمْ وَأَرْجُلِكُمْ، وَلَا تَعْصُونِي فِي مَعْرُوفٍ، فَمَنْ وَفَى مِنْكُمْ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ، ‌وَمَنْ ‌أَصَابَ ‌مِنْ ‌ذَلِكَ ‌شَيْئًا ‌فَعُوقِبَ ‌بِهِ ‌فِي ‌الدُّنْيَا ‌فَهُوَ ‌لَهُ ‌كَفَّارَةٌ، وَمَنْ أَصَابَ مِنْ ذَلِكَ شَيْئًا فَسَتَرَهُ اللَّهُ فَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ، إِنْ شَاءَ عَاقَبَهُ، وَإِنْ شَاءَ عَفَا عَنْهُ

«Присягните мне в том, что не станете поклоняться наряду с Аллахом ничему, не станете воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, распространять ложь, измышлённую вашими сердцами, и отказываться от повиновения, когда я буду приказывать вам совершать одобряемое шариатом. Аллах наградит тех из вас, кто верен этой присяге, а для того, кто совершит какой-либо из этих грехов и будет наказан в мире этом, наказание послужит искуплением. Если же кто-то совершит какой-либо из этих грехов, а Аллах покроет его, то Аллах и будет решать, и если пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет его». (Бухари, 3896; Тирмизи, 1439)

Имам Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни, комментируя это хадис, в своей книге «Фатх Аль-Бари» пишет следующее:

«Множество хадисов указывают на то, что беды, постигшие человека в этом мире, искупают его грехи. Может, в этих хадисах подразумевается, что беды искупают те, преступления, за которые не установлено шариатское наказание в этом мире (хадд). Аллах знает лучше.

Этот же хадис указывает на то, что установление предусмотренного за то или иное преступление наказания в этом мире (хадд) послужит искуплением этого преступления, даже если человек, наказанный хаддом, не приносил покаяния. Это является мнением большинства учёных-богословов (джумхур). Однако есть мнение, что для искупления греха требуется принести покаяние».

وَلَكِنْ بَيَّنَتِ الْأَحَادِيثُ الْكَثِيرَةُ أَنَّ الْمَصَائِبَ تُكَفِّرُ الذُّنُوبَ فَيُحْتَمَلُ أَنْ يُرَادَ أَنَّهَا تُكَفِّرُ مَا لَا حَدَّ فِيهِ وَاللَّهُ أَعْلَمُ وَيُسْتَفَادُ مِنَ الْحَدِيثِ أَنَّ إِقَامَةَ الْحَدِّ كَفَّارَةٌ لِلذَّنْبِ وَلَوْ لَمْ يَتُبِ الْمَحْدُودُ وَهُوَ قَوْلُ الْجُمْهُورِ وَقِيلَ لَا بُدَّ مِنَ التَّوْبَةِ

Имам Тирмизи в своём сборнике «Аль-Джами‘ аль-кабир» («Сунан Ат-Тирмизи») привёл этот хадис и добавил:

وقَالَ الشَّافِعِيُّ: لَمْ أَسْمَعْ فِي هَذَا البَابِ أَنَّ الْحَدَّ يَكُونُ كَفَّارَةً لأَهْلِهِ شَيْئًا أَحْسَنَ مِنْ هَذَا الحَدِيثِ قَالَ الشَّافِعِيُّ: وَأُحِبُّ لِمَنْ أَصَابَ ذَنْبًا فَسَتَرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ أَنْ يَسْتُرَ عَلَى نَفْسِهِ وَيَتُوبَ فِيمَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ رَبِّهِ وَكَذَلِكَ رُوِيَ عَنْ أَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ أَنَّهُمَا أَمَرَا رَجُلاً أَنْ يَسْتُرَ عَلَى نَفْسِهِ

«Имам Аш-Шафи‘и сказал: "В этом разделе, который гласит, что шариатское наказание за преступление в этом мире (хадд) будет искуплением для тех, кто совершил это преступление, я не слышал ничего прекраснее этого хадиса". Имам Аш-Шафи‘и также сказал: "Я желаю (рекомендую) тому, кто совершил грех и Всевышний Аллах скрыл его, чтобы он сам тоже скрыл свой грех и искренне раскаялся в том, что между ним и его Господом". Также от Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что они велели человеку скрыть свой грех». (Тирмизи, 1439)

Поэтому человек, совершивший преступление, за которое установлено шариатское наказание (хадд), не обязан являться с повинной к кадию, признаваться в содеянном и требовать себе наказания.

Напротив, ему желательно скрыть своё злодеяние, принести искреннее покаяние и совершить как можно больше благих деяний, ведь благодеяния стирают плохие деяния и искупают грехи, а покаявшийся в грехе подобен тому, на ком нет греха.

От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

التَّائِبُ ‌مِنَ ‌الذَّنْبِ، ‌كَمَنْ لَا ذَنْبَ لَهُ

«Тот, кто раскаялся в своих грехах, подобен тому, у кого нет грехов». (Ибн Маджах, 4250; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 10281)

Всевышний Аллах проявил великую милость и дал верующим возможность очиститься от совершённых им грехов в этом же миру. Мусульманам дана прекрасная возможность совершить искреннее покаяние и посредством этого очиститься даже от больших грехов.

А малые грехи верующие могут стереть посредством совершённых ими благодеяний, и это является великой милостью Всевышнего. Такая милость дарована лишь мусульманам, ведь неверующим в Судный день не прощаются ни малые грехи, ни большие.

Что касается больших грехов, то они не стираются благодеяниями – для этого необходимо принести искреннее покаяние. Большие грехи без покаяния страшны тем, что они негативно влияют на жизнь человека и в этом мире, и в мире вечном.

Нечестивцы, которые не каются в совершённых ими злодеяниях, лишаются бараката Всевышнего Аллаха и отдаляются от Его милости, а в Вечности они получат суровое наказание за все свои преступления и злодеяния.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

Тому, кто произнесёт эти слова, Аллах простит грехи, даже если он бежал с поля боя

Причины, по которым малые грехи становятся большими

Скрывай свои и чужие грехи

Эти слова стирают наши грехи в любое время дня и ночи

10 вещей, которые спасают от наказания за грехи

Одно деяние, смывающее с человека все грехи

Правда ли, что болезнь – это наказание за грехи?

Лучшее дуа для прощения грехов

Правда ли, что есть дуа, которое за ночь сотрёт все грехи верующего?

3 греха, которые мы совершаем ежедневно

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle
Аналитика
Все об Исламе
Ислам детям