Сказать «Я НЕ ЗНАЮ» – половина знания

24 Июль 2021
5433

Некоторые люди стесняются показаться человеком, который не имеет религиозных знаний. Чтобы скрыть своё невежество в том или ином вопросе, такие люди спешно отвечают на любой вопрос по религии, несмотря на то, что понятия не имеют об этом вопросе.

Таким образом, они своими «фетвами» вводят людей в заблуждение, а себе зарабатывают большой грех. Мы как-то можем понять, когда на такие вопросы отвечает человек, который хотя бы немного обучался в медресе и изучал религию, ему может быть стыдно не знать ответ на вопросы по религии, но когда человек, вообще не имеющий отношения к религиозным знаниям, спешит отвечать на сложнейшие вопросы по религии, это уму непостижимо.

Особенно часто это явление наблюдается в социальных сетях, где каждый пользователь имеет полную волю, свободу слова и может писать, что ему взбредёт в голову. На любой религиозный вопрос вы можете получить в социальных сетях пёстрые «фетвы» от различных пользователей, которые не имеют ни малейшего понятия об этом вопросе.

Многие это понимают, но, тем не менее, несмотря абсурдность поиска ответов на религиозные вопросы в соцсетях, продолжают обсуждать их в интернете. И это стало серьёзной проблемой для мусульманского общества.

Муфтият РД, создав отдел фетв, куда любой человек может отправить любой вопрос по религии, предложил решение этой проблемы, но некоторые пользователи по-прежнему предпочитают задавать вопросы в соцсетях, а многочисленные «муфтии» спешат отвечать на них и выдают свои эксклюзивные «фетвы», не имеющие отношения к истине. Таким образом, эти люди сами заблуждаются и вводят в заблуждение других.

От ‘Абдуллаха бин ‘Амр бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَقْبِضُ العِلْمَ انْتِزَاعًا يَنْتَزِعُهُ مِنَ العِبَادِ، وَلَكِنْ يَقْبِضُ العِلْمَ بِقَبْضِ العُلَمَاءِ، حَتَّى إِذَا لَمْ يُبْقِ عَالِمًا اتَّخَذَ النَّاسُ رُءُوسًا جُهَّالًا، فَسُئِلُوا فَأَفْتَوْا بِغَيْرِ عِلْمٍ، فَضَلُّوا وَأَضَلُّوا

«Поистине, Аллах не станет забирать знание, просто лишая его людей, но будет отнимать его, забирая знающих (алимов), а когда не оставит Он ни одного знающего, люди станут выбирать себе невежественных руководителей, к которым будут обращаться с вопросами, а они будут выносить решения (по религиозно-правовым вопросам), не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других». (Бухари, 100; Муслим, 2673)

 

Может ли человек выносить фетву по неизвестному ему вопросу?

Сунной (законом) Пророка является запрет человеку выдавать фетвы и отвечать на религиозные вопросы, если у него нет соответствующих знаний. Человек, выдавший фетву без знания вопроса, зарабатывает такой же грех, какой зарабатывает каждый, кто совершит неправильные действия согласно его «фетве».

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَنْ أُفْتِيَ بِغَيْرِ عِلْمٍ كَانَ إِثْمُهُ عَلَى مَنْ أَفْتَاهُ

«Кто даёт фетву без знания, тот понесёт на себе бремя греха того, кому он её дал», Абу Давуд, 2657)

Сам Посланник Аллаха не стыдился говорить: «Я НЕ ЗНАЮ», если он не знал ответа на заданный вопрос. Так же поступали его сподвижники (да будет доволен ими Аллах), в их числе море знаний ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах).

Со слов Аз-Зухри передают, что Тавус сказал:

قُلْتُ لِابْنِ عَبَّاسٍ: ذَكَرُوا أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: اغْتَسِلُوا يَوْمَ الجُمُعَةِ وَاغْسِلُوا رُءُوسَكُمْ، وَإِنْ لَمْ تَكُونُوا جُنُبًا وَأَصِيبُوا مِنَ الطِّيبِ قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: أَمَّا الغُسْلُ فَنَعَمْ، وَأَمَّا الطِّيبُ فَلَا أَدْرِي

«Однажды я сказал ‘Абдуллаху Ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими): "Люди рассказывают, что Пророк сказал: “Совершайте в пятницу полное омовение, мойте голову, даже если вы не в состоянии полового осквернения, и используйте благовония”". В ответ на это Ибн ‘Аббас сказал: "Что касается полного омовения, то это верно, что же касается благовоний, то об этом я не знаю"». (Бухари, 884; Муслим, 848; Ибн Хиббан, 2782)

Таким же было отношение к этому вопросу у ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах). От Масрука (да будет доволен им Аллах) передаётся, что как-то раз они зашли к ‘Абдуллаху бин Мас’уду, и он сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ، مَنْ عَلِمَ شَيْئًا فَلْيَقُلْ بِهِ، وَمَنْ لَمْ يَعْلَمْ فَلْيَقُلِ اللَّهُ أَعْلَمُ، فَإِنَّ مِنَ العِلْمِ أَنْ يَقُولَ لِمَا لَا يَعْلَمُ اللَّهُ أَعْلَمُ

«О люди, пусть тот, кто знает что-либо, говорит об этом, а кто не знает, пусть скажет: “Аллах знает лучше”, – ибо, поистине, если о том, что тебе неизвестно, ты говоришь: “Аллах знает лучше”, – это является признаком знания». (Бухари, 4809)

Лучшие люди нашей уммы, которые жили после сахабов, великие имамы и учёные также следовали этой Сунне Пророка и на многие вопросы, в которых не разбирались, спокойно отвечали: «НЕ ЗНАЮ». Ведь имам Аш-Ша‘би говорил: «Сказать "НЕ ЗНАЮ" – это половина знания».

Однажды к имаму Малику (да будет доволен им Аллах) издалека прибыла группа людей в надежде получить ответы на свои вопросы. Однако имам сказал, что из сорока заданных ими вопросов на 36 он не знает ответа.

Они сказали: «О имам, мы приехали издалека, оставив позади долгий путь, чтобы ты развеял наши сомнения в этих вопросах, и что же мы скажем тем, кто ждёт этих ответов?». Имам ответил: «Вы скажите им, что Малик НЕ ЗНАЕТ».

Однажды имаму Абу Юсуфу (одному из известных учеников имама Абу Ханифы), который был верховным судьёй халифата во время правления халифа Харуна Ар-Рашида, задали вопрос, на который он ответил: «Я НЕ ЗНАЮ». Тогда спрашивающий сказал: «Ты получаешь содержание из государственной казны и не можешь ответить на вопрос».

В ответ Абу Юсуф объяснил, что лучше не отвечать на вопросы, чем давать неправильные или сомнительные ответы, и сказал: «Из государственной казны я получаю в соответствии со своими знаниями. Если бы я брал деньги за то, чего не знаю, то мне бы не хватило всей государственной казны».

От Яхьи ибн Са‘ида передаётся, что ‘Абдуллах Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал:

مَنْ أَفْتَى النَّاسَ فِي كُلِّ مَا يَسْأَلُونَهُ فَهُوَ مَجْنُونٌ

«Тот, кто выносит людям фетву (решение) относительно всего того, о чём спрашивают его, является сумасшедшим». (Байхаки, «Аль-Мадхаль иля Ас-Сунан аль-кубра», 799)

Пусть такой же будет и наша привычка. И пусть каждый из нас знает, что наш ответ: «Я не знаю» лучше для спрашивающих, чем ответ (фетва), который мы даём, не имея достаточных для этого знаний. Это относится не только к вопросам религии, но ко всем вопросам в жизни человека.

Смотрите, как не спешили с ответами эти великие люди и как часто они отвечали на вопрос словами: «НЕ ЗНАЮ». Однако в наши дни мало кто осмеливается признаться, что не знает ответа на тот или иной вопрос. К великому сожалению, некоторые начинают в таких случаях придумывать отсебятину и отвечать на вопросы собственными умозаключениями.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.