Человек, названный пророком самым жадным

30 Август 2021
4241

Жадность считается одним из пороков, становящимся причиной многих потерь для человека. Жадность – это всегда плохо, а щедрость – это милость, которым Всевышний одаривает Своих рабов.

Тот, кто владеет таким прекрасным качеством, как щедрость, должен благодарить Аллаха за то, что он даровал ему такой подарок. Тот, кто скупится и не делится с другими тем, что он имеет, не знает, какую радость можно получить от щедрости и какое горе таит в себе жадность.

Когда мы слышим слово «жадный», мы обычно ассоциируем его с человеком, который скупится поделиться своим имуществом или другими ресурсами. Однако не всегда жадность связана лишь с материальными ценностями.

Сегодня мы поговорим о другой разновидности жадных людей, но не о тех, кто скупится делиться своим имуществом, а о тех, кого Посланник Аллаха считал самыми жадными.

Одним из самых отвратительных видов жадности и порицаемых привычек является пренебрежение салаватом Пророку при упоминании его имени, как об этом сообщил сам Посланник Аллаха .

От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

البَخِيلُ الَّذِي مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ

«Скуп тот человек, который не призывает благословение и приветствие (не произносит салават) на меня, когда меня упоминают в его присутствии». (Имам Ахмад, 1736; Тирмизи, 3546; Ибн Хиббан, 909)

В той версии этого хадиса, которую передаёт Байхаки от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ الْبَخِيلَ كُلَّ الْبَخِيلِ مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ

«Поистине, самым скупым из скупых будет тот, кто не призывает благословение и приветствие (не произносит салават) на меня, когда меня упоминают в его присутствии». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 1464)

Такой человек проявляет скупость прежде всего по отношению к самому себе, так как, отказываясь призывать благословение и приветствие на Пророка Мухаммада , он лишает себя возможности получить за это большую награду.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

 رَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ

«Да постигнет унижение человека, который не призовёт на меня благословение и приветствие (не прочитает салават за меня), когда в его присутствии упомянут меня». (Тирмизи, 3545; Ибн Хиббан, 908)

Чтение салавата Пророку является одним из достойнейших видов богослужения, приближающих верующего к Всевышнему Аллаху.  Мусульманину ни под каким предлогом нельзя проявлять небрежность в отношении него.

Призывать благословение и приветствие на Пророка желательно при каждом его упоминании, если даже оно повторяется сто раз на одном и том же месте. Некоторые учёные даже утверждают, что верующий обязан читать салават при упоминании Пророка . Этого мнения придерживается очень малое количество учёных, тем не менее, оно указывает на крайнюю желательность этого деяния и на то, что нельзя пренебрегать этим.

Чем чаще человек призывает благословение и приветствие на Пророка , тем больше пользы для себя он получает. Частое произнесение салавата делает верующего самым приближённым к Пророку человеком в День воскрешения.

Ведь в хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

أَوْلَى النَّاسِ بِي يَومَ القِيَامَةِ أكْثَرُهُمْ عَلَيَّ صَلاَةً

«В День воскрешения ближе всех остальных людей ко мне окажутся те из них, которые чаще других призывали на меня благословение и приветствие». (Тирмизи, 484; Бухари, «Ат-Тарих аль-абир», 559; Ибн Хиббан, 911)

Таким же жадным человеком является и тот, кто скупится на приветствие братьям по вере. Ведь этот человек не обременяет себя открытием своего рта и несколькими движениями языка.

Таким образом, некоторые люди приветствуют только тех, с кем они лично знакомы, а некоторые не приветствуют даже всех знакомых, а когда их приветствуют, не удосуживаются ответить.

При этом все они знают, что начинать приветствие братьев по вере желательно (сунна), а отвечать на приветствие – обязанность (фарз). Такие люди вызывают на себя гнев Всевышнего и людей.

От ‘Абдуллаха ибн Саляма (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَفْشُوا السَّلَامَ

«О люди, распространяйте приветствие (салям)». (Ибн Маджах, 1334; Байхаки, «Шу’аб аль-иман», 3090)

Имам Мулла 'Али аль-Кари в своей книге «Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль-Масабих», комментируя этот хадис, пишет: «То есть часто приветствуйте тех, с кем вы знакомы и не знакомы».

Верующему следует приветствовать братьев по вере, и он обязан отвечать на их приветствие вне зависимости от того, знаком он с ними или нет. Примером в этом деле для нас служит ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), который ходил на рынок лишь для того, чтобы приветствовать людей.

От Исхака бин ‘Абдуллаха бин Абу Тальхи передаётся, что Ат-Туфайль бин Убайй бин Ка‘б (да будет доволен им Аллах) сказал:

فَجِئْتُ عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ يَوْمًا فَاسْتَتْبَعَنِي إِلَى السُّوقِ، قَالَ: فَقُلْتُ: وَمَا تَصْنَعُ بِالسُّوقِ؟ وَإِنَّهُ لَا تَقْفُ عَلَى الْبَيْعِ، وَلَا تَسْأَلُ عَنِ السِّلَعِ، وَلَا تَسُومُ بِهَا، وَلَا تَجْلِسُ فِي مَجَالِسِ السُّوقِ؟ قَالَ: وَأَقُولُ: اجْلِسْ بِنَا ههُنَا نَتَحَدَّثُ، فَقَالَ لِي عَبْدُ اللهِ بْنُ عُمَرَ: ‌يَا ‌أَبَا ‌بَطْنٍ - وَكَانَ الطُّفَيْلُ ذَا بَطْنٍ -، إِنَّمَا نَغْدُو مِنْ أَجْلِ السَّلَامِ نُسَلِّمُ عَلَى مَنْ لَقِينَا

«Однажды, когда я, как обычно, пришёл к ‘Абдуллаху Ибн ‘Умару, он позвал меня с собой на рынок. Я сказал ему: "Что тебе делать на рынке, ты ведь не останавливаешься, чтобы сделать покупки, не спрашиваешь о товарах, не назначаешь цену за свой товар и не присоединяешься к людям, которые там собираются. А я предлагаю посидеть здесь и поговорить". В ответ мне ‘Абдуллаху Ибн ‘Умар сказал: "О толстопуз, поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради распространения приветствий и приветствуем там каждого встречного"». (Байхаки, «Шу’аб аль-иман», 8411)

Распространение приветствия является обязанностью мусульманина перед братом по вере и одной из причин, вводящих верующего в Рай. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха сказал:

لَا تَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا، وَلَا تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا، أَوَلَا أَدُلُّكُمْ عَلَى شَيْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ؟ ‌أَفْشُوا ‌السَّلَامَ ‌بَيْنَكُمْ

«Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте между собой приветствие (салям)». (Муслим, 54; Абу Дауд, 5193; Тирмизи, 2688; Ибн Маджах, 68)

Разве разумный мусульманин будет поступать несправедливо по отношению к самому себе, лишив себя огромного вознаграждения, которое он может получить, произнеся несколько слов и не израсходовав на это ни копейки?

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.