Можно ли участвовать в похоронах неизвестного человека?

2 Сентябрь 2021
3117

Вопрос:

Можно ли мне участвовать в похоронах человека, с которым я незнаком и о котором я ничего не знал?

Ответ:

Участие в похоронах умершего мусульманина является долгом верующего перед ним вне зависимости от того, знает он усопшего или нет. Ислам побуждает нас к этому и установил за это огромное вознаграждение.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَنْ شَهِدَ الْجَنَازَةَ حَتَّى يُصَلَّى عَلَيْهَا فَلَهُ قِيرَاطٌ، وَمَنْ شَهِدَهَا حَتَّى تُدْفَنَ فَلَهُ قِيرَاطَانِ، قِيلَ: وَمَا الْقِيرَاطَانِ؟ قَالَ: مِثْلُ الْجَبَلَيْنِ الْعَظِيمَيْنِ

«Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один кират, а тому, кто останется до завершения погребения – в два кирата». Люди спросили: «А что это за два кирата?» Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Они подобны двум огромным горам». (Бухари, 1325; Муслим, 945; Ибн Хиббан, 3078).

Известный учёный мазхаба имама Аш-Шафии Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Совершивший заупокойную молитву, о котором было сказано ранее, за участие в ней получает награду, равную одному "кирату". За присутствие в похоронной процессии до завершения погребения, если в этом не было показного, полагается награда, равная двум киратам, согласно хадису, который приводится в обоих "Сахихах" Бухари (1325) и Муслима (945)…

Эти два кирата получаются с учётом кирата, который полагается за джаназа-намаз, или без его учёта? Если не учитывать, ведь получается три кирата. Здесь есть вероятность правдивости обоих мнений, но имам Аль-Бухари в своём сборнике хадисов "Сахих" ясно пишет, что верно первое мнение. Доводом же в пользу второго мнения выступает хадис, который приводит Табарани:

مَنْ شَيَّعَ جِنَازَةً حَتَّى يُقْضَى دَفْنُهَا كُتِبَ لَهُ ثَلَاثَةُ قَرَارِيطَ

"Тому, кто примет участие в похоронах мусульманина и останется на них до завершения погребения, запишется награда в три кирата". (Табарани, "Му‘джам аль-авсат", 9292)».

Сопровождение погребальных носилок и участие в похоронах является сунной, согласно единогласному мнению учёных-богословов (иджма‘), и не имеет значения, знал человек умершего или не был с ним знаком, был он ему близким человеком или не был.

Более того, в некоторых случаях участие человека в похоронах чужого незнакомого ему покойного предпочтительнее, чем участие в похоронной процессии того, кого он знает, ибо в этом случае нет показного.

Всё вышеприведённое касается участия в похоронах умершего мусульманина. Что же касается участия в похоронной процессии умершего немусульманина, то учёные в этом вопросе разошлись во мнениях.

Некоторые утверждают, что подобно тому, как запрещено совершать заупокойную молитву по немусульманину, не дозволяется участие и в его похоронах, но абсолютное большинство учёных считают, что нет запрета на участие в похоронах родственника, который был немусульманином. Такое же решение действительно в отношении супруги и соседа.

Имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет об этом следующее:

وَلَا بَأْسَ بِاتِّبَاعِ الْمُسْلِمِ ‌جِنَازَةَ ‌قَرِيبِهِ ‌الْكَافِرِ

«Нет ничего предосудительного в участии мусульманина в похоронной процессии своего родственника, который был неверным».

Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж», комментируя эти слова Ан-Навави, пишет следующее:

وَأَفْهَمَ الْمَتْنُ حُرْمَةَ اتِّبَاعِ الْمُسْلِمِ جِنَازَةَ كَافِرٍ غَيْرِ نَحْوِ قَرِيبٍ وَبِهِ صَرَّحَ الشَّاشِيُّ

«Из этих слов имама Ан-Навави в книге "Минхадж ат-талибин" понимается, что мусульманину запрещено участвовать в похоронной процессии неверного, кроме родственника и т. п., и об этом ясно сказал Аш-Шаши».

Абдульхамид Аш-Ширвани в своих субкомментариях к книге Ибн Хаджара «Тухфат аль-мухтадж» добавляет следующее:

قَالَ فِي الْعُبَابِ وَلِلْمُسْلِمِ زِيَارَةُ قَبْرِ كَافِرٍ قَالَ فِي شَرْحِهِ أَيْ يُبَاحُ لَهُ ذَلِكَ كَمَا قَطَعَ بِهِ الْأَكْثَرُونَ وَصَوَّبَهُ فِي الْمَجْمُوعِ اهـ وَظَاهِرُ قَطْعِ الْأَكْثَرِينَ هَذَا الَّذِي صَوَّبَهُ فِي الْمَجْمُوعِ أَنَّهُ لَا فَرْقَ بَيْنَ الْقَرِيبِ وَالْأَجْنَبِيِّ وَيُؤْخَذُ مِنْ ذَلِكَ عَدَمُ الْحُرْمَةِ أَيْضًا فِي اتِّبَاعِ جِنَازَةٍ لِقَرِيبٍ وَأَجْنَبِيٍّ

«В книге "‘Аль-‘Убаб" сказано, что мусульманин имеет право посещать могилу неверного. В её комментариях к ней (книге Аль-‘Убаб) сказано, что ему дозволяется это, ибо многие категорически подтверждают это мнение и его посчитали правильным в книге "Аль-Маджму‘". Из этого категоричного утверждения многих, которое посчитали правильным в книге "Аль-Маджму‘", вытекает, что нет разницы между посещением могилы родственника и чужого человека. Из этого делается вывод, что также нет запрета на участие в похоронной процессии умершего родственника и чужого человека, которые были неверными».

Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что верующему можно и даже желательно участвовать в похоронах умершего мусульманина вне зависимости от того, знал он его или не знал.

Что же касается участия в похоронах умершего родственника, который был неверным, то в этом нет ничего предосудительного.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.