Всевышний Аллах предписал верующим носить одежду как средство, укрывающее их аврат. Одежда также является выражением внешней красоты человека, так как подчёркивает его статус и формирует отношение окружающих к нему.
Ислам установил определённые правила в ношении одежды. Эти правила для мужчин так сильно отличаются от правил для женщин, что и тем, и другим категорически запрещается одеваться, уподобляясь противоположному полу.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الرَّجُلَ يَلْبَسُ لِبْسَةَ الْمَرْأَةِ، وَالْمَرْأَةَ تَلْبَسُ لِبْسَةَ الرَّجُلِ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) проклинал мужчин, носящих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую одежду». (Абу Дауд, 4098; Ибн Хиббан, 5752)
Однако в наше смутное время действительность перевернулась. Для некоторых людей и даже мусульман то, что не соответствует и чуждо нашей религии, становится нормой жизни. Женщины всё больше раздеваются или одеваются подобно мужчинам. А в последнее время и некоторые мужчины начали одеваться подобно женщинам, что является большим грехом.
Однако самым странным нововведением в одежде является мода на рваную одежду. Можно как-то понять женщину, которая одевается подобно мужчине, и даже мужчину, который носит женские вещи, но в чём смысл ношения рваной одежды, очень трудно понять.
Во все времена рваную одежду сшивали, штопали или выбрасывали. Рваную одежду даже не давали беднякам. Но кому-то взбрело в голову одеваться в рваную одежду, и это вошло в моду. Не могу объяснить это явление чем-то, кроме как наказанием от Всевышнего.
Первым, кто подал идею носить рваную одежду, был американский правозащитник, работавший в Африке. Он предложил делать это, чтобы посочувствовать бедным слоям населения во всём мире. Результатом этой безобидной идеи стало слепое подражание без понимания смысла. А смысл заключался в сочувствии, а не в подражании.
Он предложил носить рваную одежду и посочувствовать бедным только один день году, а не одеваться всю свою жизнь, как бедняки. На самом деле это была хорошая идея, которую превратили в дьявольскую модельеры, ищущие всё странное и новое, не принимая во внимание человеческие, религиозные или культурные ценности.
Идею, которая вначале была подана с добрыми намерениями, модельеры превратили в коммерческий проект, который не содержит ничего, кроме злого умысла наживы. Типичный проект для обычных потребителей, не имеющих духовного воспитания.
С точки зрения Ислама ношение рваной одежды является оголением частей тела, вопреки человеческой природе, которая предусматривает одежду как прикрытие недостатков (аврата) и украшение для человека.
Более того, ношение рваной и старой одежды человеком, имеющим материальный достаток и возможность носить нормальную одежду, является признаком отрицания милости Аллаха. Ведь обязанностью каждого верующего является ношение такой одежды, которая бы закрывала все места, являющиеся его ауратом, и защищала бы его от непогоды. Всё, что отклоняется от этого правила, недопустимо.
Верующему следует всегда придерживаться середины в ношении одежды. Следовательно, ему не следует носить очень старые, рваные, грязные и источающие зловоние вещи, то есть такую одежду, которая принижает человеческое достоинство.
От Абу Исхака (да будет доволен им Аллах) передаётся, что его отец сказал:
دَخَلْتُ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَرَآنِي سَيِّئَ الْهَيْئَةِ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: هَلْ لَكَ مِنْ شَيْءٍ؟ قَالَ: نَعَمْ، مِنْ كُلِّ الْمَالِ قَدْ آتَانِي اللَّهُ، فَقَالَ: إِذَا كَانَ لَكَ مَالٌ فَلْيُرَ عَلَيْكَ
«Однажды я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он увидел меня в старой одежде и спросил у меня: "Владеешь ли ты имуществом?". Я ответил: "Да, Всевышний Аллах одарил меня имуществом". Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Раз Аллах даровал тебе имущество, то пусть на тебе будут видны следы Его милости и щедрости». (Ан-Насаи, 5294)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Табарани от Зухайра ибн Абу ‘Алькамы Аз-Зуба‘и (да будет доволен им Аллах), сообщается что Пророк (мир нему и благословение Всевышнего) сказал:
فَلْيُرَ عَلَيْكَ، فَإِنَّ اللهَ عَزَّ وَجَلَّ يُحِبُّ أَنْ يَرَى أَثَرَهُ عَلَى عَبْدِهِ حَسَنًا وَلَا يُحِبُّ الْبُؤْسَ وَالتَّبَاؤُسَ
«Пусть это будет видно по тебе, ибо, поистине, Всевышний Аллах любит видеть на Своём рабе следы Своей милости в хорошем виде. И Он не любит униженность человека и подражание бедняку». (Табарани, «Му’джам аль-Кабир», 5308)
Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави в своей книге «Файз аль-кадир», комментируя слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) «подражание бедняку», пишет следующее:
«То есть Аллах не любит, когда человек показывает нужду и обветшалость, жалуется людям, так как это ведёт к презрению с их стороны и злорадству его врагов. Что же касается того, чтобы показывать своё бессилие относительно того, что между ним и его Господом, соглашаясь с его предопределением, не выражая досаду, то это поощряется».
Этот хадис указывает на то, что человеку, обладающему материальными возможностями, желательно носить чистую, нормальную одежду, которую обычно носят мусульмане в той местности, где он живёт.
Что касается человека, который имеет достаток и возможность приобрести нормальную одежду, то ношение рваной и старой одежды является признаком отрицания милости Аллаха и неблагодарности Ему. Поэтому при наличии красивой и чистой одежды необходимо избегать ношения старых, рваных и неприглядных вещей.
Что касается того, что ношение рваной одежды притягивает бедность, то относительно этого не передаётся хадисов от Посланника Аллаха (мир нему и благословение Всевышнего) и нет высказываний сахабов и праведных предшественников (да будет доволен ими всеми Аллах), тем не менее, это является крайне нежелательным.
А в тех случаях, когда рваная одежда оголяет части тела, которые человек обязан закрывать (аврат), или когда ношением рваной одежды человек уподобляется определённой группе людей, такую одежду носить запрещено.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».