Вознаграждается ли человек, если он постится, чтобы похудеть?

14 Декабрь 2021
1362

Пост – великое поклонение, за которое верующий получает большую награду. Основными условиями поста являются намерение на соблюдение поста и воздержание от всего, что его нарушает, от рассвета до заката солнца, то есть в течение всего светового дня.

Следовательно, если человек вознамерился соблюдать пост и не совершил в течение светового дня ничего из того, что его нарушает, такой пост будет считаться действительным, так как он выполнил все необходимые требования этого поклонения.

Если же человек соблюдал пост только с целью похудания, без намерения приблизиться к Всевышнему, он за свой пост награду не получает. Однако, если человек соблюдал этот пост, чтобы похудеть, но вместе с целью похудеть у него было намерение приблизиться к Всевышнему, то, соблюдая этот пост, он получает за него вознаграждение.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ قَالَ اللَّهُ تَعَالَى إِلاَّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِى وَأَنَا أَجْزِى بِهِ، يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجْلِى؛ لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ . وَلَخُلُوفُ فَمِ اللصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ

«Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: "За исключением поста, ибо, поистине, пост соблюдается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от своих желаний и от своей еды ради Меня!" Постящегося ждут две радости: одна при разговении, а другая — при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса». (Муслим, 1151)

Если человек соблюдает пост ради Аллаха, он получает соответствующую награду вне зависимости от того, имел он при этом цель похудеть или нет. Однако награда за такой пост с целью похудеть, несомненно, будет меньше, чем награда за пост, который верующий соблюдает только ради Всевышнего, не имея при этом иных целей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) побуждал сахабов совершать благие дела, указывая не только на награду за них в Ахирате, но и на мирскую пользу, которую получает тот, кто совершает то или иное благодеяние.

От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَنْ سَرَّهُ أَنْ يُبْسَطَ لَهُ فِي رِزْقِهِ، أَوْ يُنْسَأَ لَهُ فِي أَثَرِهِ، فَلْيَصِلْ رَحِمَهُ

«Пусть тот, кто желает, чтобы его удел был увеличен, а срок жизни продлён, укрепляет родственные узы». (Бухари, 2067; Муслим, 2557)

Также в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

وَصُومُوا تَصِحُّوا

«Соблюдайте пост, и вы приобретёте здоровье». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-авсат», 8312)

В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) указал на то, что в соблюдении поста есть польза для здоровья постящегося. Поэтому совмещение намерения на пост и намерения на диету не влияет на его действительность, ибо человек и так похудеет во время поста, какое бы у него намерение ни было.

Имам Ас-Суюти в своей книге «Аль-Ашбах ва ан-назаир фи каваид аль-фикх аш-шафи‘ия» пишет об этом следующее:

«В некоторых случаях поклонение не аннулируется (не становится недействительным), если человек намеревается совместить с поклонением то, что не является поклонением.

К таковым относится случай, когда человек, совершающий малое или большое омовение, сделал намерение на омовение и на охлаждение. Согласно одному мнению, омовение с таким намерением будет недействительным, но более аргументированным является мнение, что такое омовение действительно, потому что охлаждение и так будет достигнуто вне зависимости от намерения.

Поэтому здесь намерение охладиться не считается намерением совместить с поклонением то, что не является поклонением, и не означает отсутствия искренности в поклонении, напротив, это является намерением на поклонение, как оно на самом деле и получается, ибо при омовении человек неизбежно охлаждается.

Также к таковым относится случай, когда человек делает намерение соблюдать пост и похудеть или вылечиться. В этом вопросе актуальна такая же полемика, как и в вышеупомянутом вопросе (то есть более аргументированным является мнение, что пост действителен)».

Из всего этого вытекает, что если верующий вместе с намерением соблюдать пост имел намерение похудеть, то его пост действителен и он получает награду за это. Однако верующему предпочтительнее вместе с намерением на пост не иметь другого намерения, особенно на что-то мирское.

Следовательно, тому, кто соблюдает пост и хочет похудеть, лучше в своём намерении обратить внимание на пост ради приближения к Всевышнему, а похудание произойдёт само по себе вне зависимости от намерения постящегося.

В любом случае верующий должен совершать поклонение только потому, что это является повелением Всевышнего Аллаха, и только ради Его довольства, а не ради каких-то мирских целей.

Несмотря на то, что в посте заключается большая польза для физического и духовного здоровья человека, искренний верующий соблюдает пост ради Всевышнего Аллаха и только потому, что это является Его повелением.

Поклонение Всевышнему является целью существования человека, и награду за своё поклонение человек должен ожидать только от Аллаха. Что же касается пользы от совершённого в этой жизни поклонения, то человек получит её в Ахирате.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ

(смысл): «Я создал джиннов и людей не для того, чтобы они искали мирскую пользу и погружались в мирское, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись». («Сафват ат-тфасир», сура Аз-Зарият, 56)

Как мы выше отметили, в некоторых видах поклонения имеется польза и выгода для мирской жизни, но это не является целью поклонения. Поэтому при соблюдении поста и при выполнении всех других видов поклонения верующий не должен стремиться к получению какой-то выгоды или пользы.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.