О чём первым делом спросит Аллах своих рабов в Судный день?

10 Февраль 2022
3505

Наша жизнь в этом мире со всеми её удовольствиями и печалями не вечна. Рано или поздно мы все неизбежно покинем этот бренный мир и непременно встретимся в Судный день с нашим Господом. Это будет главной нашей встречей, и в этот день мы будем держать большой отчёт.

Чем бы человек в этом мире ни обладал, какую бы высокую должность он ни занимал, каких бы убеждений ни придерживался, он непременно предстанет перед своим Господом и будет отвечать за каждое произнесённое слово и совершённое деяние.

Ислам предписывает каждому человеку уверовать в Судный день, воскрешение и большой отчёт. Если человек всецело осознаёт неизбежность этого момента, это помогает ему поддерживать себя в тонусе и остерегаться совершения дурных поступков, а также побуждает его к совершению благих деяний.

Всевышний Аллах скрыл от нас время Судного дня, и никто, кроме Него, не знает о времени его наступления. Всевышний скрыл это даже от пророков (мир им) и самых приближённых ангелов.

Нам известно только, что этот Час непременно наступит и отчёт за все деяния неизбежен. Из аятов Священного Корана и хадисов Пророка мы также знаем, о чём именно будем спрошены в Судный день.

Первое, о чём будет спрошен человек из того, что ему вменено в обязанность – намаз. Это будет самым главным вопросом, который будет задан каждому верующему. Ответ на этот вопрос определит исход его будущей жизни.

Пятикратный обязательный намаз является самым значимым поклонением верующего. Если он на протяжении своей жизни исправно совершал намаз, уделяя внимание его качеству, и усердствовал в добровольных намазах, он обретёт благословенный свет, необходимый для прохождения моста Сират.

Если намазы верующего будут приняты в Судный день, будет продолжен отчёт об остальных его деяниях. А если намазы не будут приняты, то на этом его отчёт будет прекращён и на остальные его благодеяния Всевышний не обратит внимания.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ الصَّلاةُ فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ فَإِنِ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَة قَالَ الرَّبُّ: انْظُرُوا هَلْ لِعَبْدِى مِنْ تَطَوُّعٍ ؟ فَيُكَمِّلُ بِهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الْفَرِيضَةِ ثُمَّ يَكُونُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلَى ذَلِكَ

«Поистине, в День суда первым делом расчёт с рабом Аллаха будет произведён за его намаз. Если он будет хорошим, то человек преуспеет и добьётся желаемого, а если окажется негодным, то он потерпит неудачу и понесёт убыток.

Если же в обязательных молитвах обнаружатся недостатки, Господь скажет (ангелам): "Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные деяния?" И за счёт этого будут восполнены недостатки в обязательных молитвах, а затем и со всеми остальными его деяниями поступят так же». (Тирмизи, 413; Абу Дауд, 864; Ибн Маджах, 1425)

Дополнительные желательные намазы, особенно ратибат-намазы, компенсируют недостатки, который допустил молящийся в обязательных пятикратных намазах. Это большая милость, которой одарил нас Всевышний Аллах.

Ибн Раджаб Аль-Ханбали в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих Аль-Бухари», комментируя этот хадис, пишет следующее:

«Учёные разошлись во мнениях относительно того, что подразумевается под компенсацией недостатков обязательных намазов дополнительными намазами в День воскрешения. Одна группа учёных сказала, что это подразумевает компенсацию недостатков у того, кто непреднамеренно упустил что-либо во время обязательных или желательных намазов. Эти намазы будут восполнены в День воскрешения за счёт дополнительных намазов. Что касается того, кто преднамеренно не совершал обязательные или желательные намазы, то они не будут восполнены за счёт дополнительных намазов, потому что намерение на дополнительный намаз не может заменить намерение на обязательный намаз. Этого мнения придерживался ‘Абдульмалик ибн Хабиб Аль-Малики и другие исследователи.

Другая группа учёных сказала, что этот хадис следует понимать буквально относительно пренебрежения обязательными и желательными намазами вне зависимо от того, оставил их преднамеренно или непреднамеренно.

Этого мнения придерживался Аль-Мухасиби и другие. Это является также мнением группы крупных учёных нашего (ханбалитского) мазхаба и Ибн ‘Абд аль-Барра. Однако они отнесли это решение к тем, кто упускает намаз непреднамеренно, а другие учёные отнесли это решение и к тем, кто упускает преднамеренно, и к другим (то есть к обеим группам людей), и это является более аргументированным мнением (азхар)».

Намаз был вменён в обязанность в Ночь вознесения Пророка . Вначале было дано указание совершать по 50 намазов в сутки, но по просьбе Пророка Мухаммада Всевышний Аллах облегчил нам задачу и уменьшил количество намазов до пяти, но награда осталась такой же, как за 50 намазов.

Намаз является опорой религии и одним из тех видов поклонения, которые завещал нам Пророк в конце своей жизни. Намаз является обязанностью раба перед Всевышним Аллахом, которую он должен исполнить полноценно, чтобы достичь Его довольства.

Сподвижники Пророка очень старались своевременно и полноценно совершать все намазы. Представьте себе ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который страдает от ран и лежит на смертном одре, истекая кровью, и в это время говорит:

لَا ‌حَظَّ ‌فِي ‌الْإِسْلَامِ ‌لِمَنْ ‌تَرَكَ ‌الصَّلَاةَ

«Нет полноценного удела в Исламе у того, кто оставил намаз». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-Кубра, 6499; Абдурразак, 5010)

Намаз верующего будет иметь для него особое значение в Судный день. От того, как пройдёт его отчёт, зависит расчёт за остальные деяния. Если он будет успешным, намазы верующего лягут весомым грузом на весы благодеяний.

Однако отчёт человека перед Всевышним в Судный день не ограничится намазом. Каждый человек будет спрошен о том, как он провёл свою земную жизнь, на что тратил своё время и имущество, как он использовал своё тело и знания.

От Абу Барзата Аль-Аслями (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

لاَ تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَومَ القِيَامَةِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ عُمُرِهِ فِيمَ أفنَاهُ وَعَنْ عِلمِهِ فِيمَ فَعَلَ فِيهِ وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَ أَبلاهُ

«В Судный день раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о своей жизни: как он её провёл; и о знании: на что он его использовал; и об имуществе: как он приобрёл его и на что потратил; и о теле: как он им пользовался». (Тирмизи, 2417; Табарани «Аль-Му‘джам аль-кабир», 11177)

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.