Сущность рабиты

15 Июнь 2022
3977

Присуща тем, кто любит Аллаха

Любовь к какому-либо объекту и привязанность сердца к этому объекту посредством любви в тасаввуфе обобщённо называют термином «рабита». В зависимости от объекта любви и привязанности рабита может быть похвальной, порицаемой и дозволенной, как и сама любовь и привязанность.

К категории похвальной рабиты относится любовь к Аллаху и ради Аллаха. О похвальности любви к Аллаху, к Пророку (мир ему и благословение) и братьям по вере ради Аллаха говорится во многих аятах, хадисах, высказываниях учёных.

В 55-56 аятах суры Аль-Маидат Всевышний Аллах говорит:

إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُوا الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ  وَمَن يَتَوَلَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالَّذِينَ آمَنُوا فَإِنَّ حِزْبَ اللَّهِ هُمُ الْغَالِبُونَ

(смысл): «Ведь вашим покровителем является только Аллах и Его Посланник, и верующие, которые совершают намаз и выплачивают закят, и они склоняются и проявляют смирение перед Аллахом. Тот, кто принял покровительство Аллаха и дружбу Его Посланника и верующих, будет в партии Аллаха, поистине, они (партия Аллаха) победители, одолевшие своих врагов». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Маида: 55-56)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ

«Клянусь Аллахом, в чьей власти моя душа, не уверует никто из вас (ваша вера не будет совершенной), пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, своих детей и всех людей вообще». (Бухари, 15; Муслим, 44)

Также от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

ثَلَاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلَاوَةَ الْإِيمَانِ: أَنْ يَكُونَ اللهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا، وَأَنْ يُحِبَّ الْمَرْءَ لَا يُحِبُّهُ إِلَّا لِلهِ، وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ فِي الْكُفْرِ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي النَّارِ

«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и Его Посланника больше, чем всё остальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь Ада». (Имам Ахмад, 12002; Бухари, 16; Муслим, 43; Тирмизи, 2624; Ан-Насаи 4989; Ибн Маджах, 4033)

В накшубандийском тарикате похвальная рабита бывает трёх видов:

1. рабита поминания Аллаха;

2. рабита представления смерти;

3. рабита любви к праведникам.

Об этих трёх видах похвальной рабиты шейх Хасан Афанди аль-Кахиби в книге «Сифр аль-асна фи рабита аль-хусна» пишет следующее:

ثم اعلم أنّ الرابطة في اصطلاح الطريقة النقشبندية عبارة عن ثلاثة أمور عظيمة مقبولة مطلوبة شرعاً؛ وهي: رابطة الحضور، رابطة الموت، رابطة المرشد

«Знай, что в соответствии с терминологией накшубандийского тариката термином "похвальная рабита" обозначают три важные деяния, похвальные и даже необходимые по шариату: рабита аль-хузур; рабита аль-мавт; рабита аль-муршид».

 

Похвальная рабита – «Рабита аль-хузур» – означает укоренение в сердце мюрида поминания Всевышнего Аллаха, которое сопровождается любовью к Нему, а также размышления о том, что Аллах знает всё, видит все деяния раба, слышит его слова, знает о нём и явное, и тайное, видит его так, будто находится рядом, как указано в хадисе Джибриля: «...как будто ты Его видишь», в аяте: «Он с вами, где бы вы ни находились», и в хадисе, который передаётся от ‘Убады ибн Ас-Самита (да будет доволен им Аллах):

إِنَّ ‌أَفْضَلَ ‌الْإِيمَانِ ‌أَنْ ‌تَعْلَمَ أَنَّ اللَّهَ مَعَكَ حَيْثُمَا كُنْتُ

«Поистине, лучшая вера – это знание, что Аллах с тобой, где бы ты ни находился». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Авсат», 8796)

Выполнение этой рабиты – это высокоценное поклонение, оно и является достижением уровня «ихсан». Более того, главная цель тасаввуфа – достижение такого духовного состояния. Остальные два вида похвальной рабиты являются средствами для достижения этой рабиты – «рабиты аль-хузур».

 

Второй вид похвальной рабиты – «рабита аль-мавт» (связь со смертью). Она состоит в размышлениях о смерти, о могиле, о загробном мире, а также о тяготах Судного дня.

Об этом говорилось в хадисах и высказываниях учёных, призывающих помнить о смерти и готовиться к ней:

- «Умрите раньше наступления смерти», то есть готовьтесь к смерти, отказываясь от страстей земной жизни и стараясь при поклонении так, будто для вас наступает последний миг;

- «Делайте ревизию своих деяний в этом мире, не ждите, пока у вас будут требовать отчёта в Судный день»;

- «Будь в этом мире чужаком или путником, считай себя уже вкусившим смерть», то есть не гоняйся за богатствами и искушениями этого мира, бери лишь то, что необходимо для вечной жизни (Ахирата).

Как видим, этот вид рабиты тоже является похвальным, он помогает следовать хадисам Пророка ﷺ. Польза от этой рабиты весьма велика, потому что если держать в мыслях смерть, то мы будем готовиться к ней, каяться в грехах, возвращать долги, навёрстывать упущенное в богослужении и увеличивать количество своих благих деяний.

 

Третий вид похвальной рабиты – «рабита аль-муршид», рабита на наставника – это связь сердца мюрида посредством искренней любви:

- с одним из пророков;

- с одним из праведников или со всеми с ними;

- с цепью наставников тариката, в котором находится мурид;

- напрямую с Пророком (мир ему и благословение), если мюрид достиг такого уровня;

- со своим наставником, достигшим уровня совершенства в познании Аллаха;

- с тем, в чьей праведности он не сомневается.

Такая любовь к праведникам и их мысленный духовный образ являются важными условиями получения благодати от них.

Приведём ещё несколько определений этого вида рабиты в книгах тасаввуфа:

الرابطة تخيُّل صورة الصالحين بمحبَّتهم، وسؤال الله تعالى بإيصاله ما رزقهم بفضله من نور معرفته وذكره، بل هو دعاء محض والحب في الله لا غير

«Рабита на праведника – это мысленное представление образов праведных рабов Аллаха посредством любви к ним и просьба ко Всевышнему Аллаху одарить его таким же светом познания и зикра, которыми Он одарил этих праведников. Более того, суть рабиты – это мольба к Аллаху и любовь ради Него».

الرابطة ، وهي : ان يربط السالك قلبه الى مرشد كامل، عالم عامل، ويكون كامل المحبة تام الإخلاص والانقياد له ، فإنه رفيقه ودليله، والهادي له الى الحق

«Рабитаэто привязанность сердца мюрида к совершенному наставнику, который обладает шариатскими знаниями и следует этим знаниям. При этом следует испытывать совершенную любовь к наставнику, в полной мере искренне следовать его наставлениям, ибо наставник – это спутник и проводник, ведущий к познанию Истины».

Абдулла Ацаев, доктор исламских наук

 

 

Смотрите также:

Дозволена ли рабита?

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.