Дуа, читаемые при заклании животного

23 Июль 2022
913

Всевышний Аллах создал разных животных, птиц, рыб и прочую живность, чтобы они приносили человеку пользу. Но человек должен получать эту пользу, строго соблюдая все требования шариата. Ислам не допускает жестокого обращения с животными и требует проявления милосердия к ним даже во время их заклания.

Помимо этого, Всевышний Создатель сделал для нас дозволенным мясо одних животных и запретил мясо других. Относительно первых животных имеются некоторые условия, без исполнения которых их мясо не дозволяется к употреблению в пищу.

Одно из главных условий дозволенности мяса – заклание животного согласно канонам шариата. Без проведения этой процедуры в соответствии с предписаниями шариата мясо не дозволяется к употреблению в пищу. При заклании животного необходимо одним быстрым движением полностью перерезать его трахею и пищевод, желательно вместе с двумя сонными артериями.

К закалываемому животному следует относиться с состраданием. К месту закалывания его нужно подвести аккуратно, таким же образом следует и уложить его. Желательно тщательно заточить нож для закалывания, чтобы не мучить животное. Но не следует точить нож на виду у него. Во всём этом заключается благо для животного, а тот, кто закалывает его, таким образом следует указаниям Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

От Му‘авии ибн Курра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что его отец рассказывал:

أَنَّ رَجُلًا قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي لَأَذْبَحُ الشَّاةَ، وَأَنَا أَرْحَمُهَا - أَوْ قَالَ: إِنِّي لَأَرْحَمُ الشَّاةَ أَنْ أَذْبَحَهَا - فَقَالَ: وَالشَّاةُ إِنْ رَحِمْتَهَا رَحِمَكَ اللهُ وَالشَّاةُ إِنْ رَحِمْتَهَا رَحِمَكَ اللهُ

«Один человек сказал: "О Посланник Аллаха! Бывает, что я закалываю барашка, а мне жалко его". На это Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Что касается барашки, то, если ты проявишь милость к нему, то Аллах помилует тебя"». (Имам Ахмад, 15592)

Также от Шаддада ибн Авса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِنَّ اللهَ كَتَبَ الْإِحْسَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ، فَإِذَا قَتَلْتُمْ فَأَحْسِنُوا الْقِتْلَةَ، وَإِذَا ذَبَحْتُمْ فَأَحْسِنُوا الذَّبْحَ، وَلْيُحِدَّ أَحَدُكُمْ شَفْرَتَهُ، فَلْيُرِحْ ذَبِيحَتَهُ

«Поистине, Всевышний Аллах предписал проявлять милосердие во всём, и поэтому, если вам придётся убивать, то проявляйте милосердие при выборе способа умерщвления, а если станете закалывать животное, то проявляйте милосердие и при выборе способа закалывания, и пусть каждый из вас хорошо наточит свой нож, чтобы не доставлять животному мучений». (Муслим, 1955; Абу Давуд, 2815; Ибн Маджах, 3170; Тирмизи, 1409)

При закалывании животное следует отгородить, чтобы другие животные не видели его, особенно следует изолировать детёныша от матери. Также желательно дать животному попить воды, уложить его на левый бок, направив мордой к Кибле, связать три ноги, а заднюю правую ногу оставить свободной.

При заклании животного желательно произнести «Бисмиллях», а затем прочитать слова благословения (салават) Пророку (мир ему и благословение Всевышнего).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كُلُّ أمْرٍ ذِي بالٍ لا يُبْدأُ فِيهِ بِبِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ فَهوَ أقْطَعُ

«Любое важное дело, которое начинают без слов "Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим (С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том)", будет несовершенным (такое дело не будет благословенным в полной мере)». (Ас-Суюти «Джами‘ аль-Ахадис», 15584)

А если животное закалывают в качестве жертвоприношения в честь Курбан-байрама, акики и т. д., желательно добавить следующее дуа:

‌اللهُمَّ ‌لَكَ ‌وَإِلَيْكَ

«Аллаhумма ля-ка в иляй-ка (О Аллах, это для Тебя)».

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся следующее:

وَعَقَّ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ شَاتَيْنِ يَوْمَ السَّابِعِ ، وَأَمَرَ أَنْ يُمَاطَ عَنْ رَأْسِهِ الْأَذَى ، وَقَالَ: اذْبَحُوا عَلَى اسْمِهِ وَقُولُوا: بِسْمِ اللهِ وَاللهُ أَكْبَرُ ، ‌اللهُمَّ ‌لَكَ ‌وَإِلَيْكَ ، هَذِهِ عَقِيقَةُ فُلَانٍ

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) на седьмой день принёс жертву (зарезал акику) за аль-Хасана и аль-Хусайна, повелел побрить им головы и сказал: "Совершайте жертвоприношение от имени ребёнка и говорите: “Бисми-Лляhи Аллаhу Акбар, Аллаhумма ля-ка в иляй-ка. hазиhи ‘акикату фулян (С именем Аллаха, Аллах велик. О Аллах, это для Тебя. Это ‘акыка такого-то)”"». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-Кубра», 19294)

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Также желательно произносить "Бисмиллях" при заклании животного, когда стреляют в дичь, даже если это рыба или саранча, когда натравливают охотничью собаку на дичь, ставят капкан, а также когда стрела достигает цели. Лучше произносить это выражение полностью: "Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим (С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том)".

При заклании животного в честь дня Курбан желательно произносить три раза такбир до "Бисмиллях" и после него – тоже три раза, а также сказать: "Аллаhумма hаза мин-ка ва иляйка, фа-такаббаль минни (О Аллаh это от Тебя и для Тебя, прими же от меня)". Желательно произносить это всё при заклании каждого животного, которое считается поклонением.

Также желательно вознести салават Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), ибо это тот случай, когда желательно поминать Всевышнего Аллаха, наподобие оглашения азана и намаза. А на мнение, которое гласит, что в этот момент нежелательно (макрух) читать салават, не стоит полагаться».

По мнению учёных трёх мазхабов (ханафитского, маликитского и ханбалитского), если при заклании животного преднамеренно не произнести «Бисмиллях», то употреблять мясо этого животного запрещено (харам). Поэтому и последователям шафиитского мазхаба крайне нежелательно резать животное без произнесения «Бисмиллях». Однако мясо животного, при закалывании которого «Бисмиллях» не был произнесён по забывчивости, однозначно дозволено для употребления в пищу.

При заклании животного можно вознести и другие молитвы и дуа своими словами, можно просить Всевышнего о благодати в пропитании, чтобы мясо этого животного стало баракатным, и тому подобное. Также при закалывании следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он сделал это животное покорным для нас.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.