Что делать, если человек не помнит, нарушилось ли омовение?

27 Август 2022
1509

Наличие малого и большого омовения является условием действительности намаза вне зависимости от того, является он обязательным или желательным. Помимо этого, верующему желательно находиться в состоянии ритуального омовения во время совершения любого поклонения.

Искренний верующий старается всё время быть в состоянии омовения, каждый раз обновляя его после нарушения. Он ложится спать в состоянии омовения, а когда просыпается, даже посреди ночи, он встаёт с постели и сразу совершает омовение. То есть, когда у него нарушается омовение в любое время дня и ночи, он сразу обновляет его.

Тому, кто всё время находится в состоянии омовения, это время засчитывается как богослужение. Следовательно, как только у верующего нарушается омовение, ему желательно сразу совершить его ещё раз. Ведь помимо всего этого совершение омовения способствует и прощению грехов.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا تَوَضَّأَ الْعَبْدُ الْمُسْلِمُ - أَوِ الْمُؤْمِنُ - فَغَسَلَ وَجْهَهُ خَرَجَ مِنْ وَجْهِهِ كُلُّ خَطِيئَةٍ نَظَرَ إِلَيْهَا بِعَيْنَيْهِ مَعَ الْمَاءِ - أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ -، فَإِذَا غَسَلَ يَدَيْهِ خَرَجَ مِنْ يَدَيْهِ كُلُّ خَطِيئَةٍ كَانَ بَطَشَتْهَا يَدَاهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ -، فَإِذَا غَسَلَ رِجْلَيْهِ خَرَجَتْ كُلُّ خَطِيئَةٍ مَشَتْهَا رِجْلَاهُ مَعَ الْمَاءِ - أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ - حَتَّى يَخْرُجَ نَقِيًّا مِنَ الذُّنُوبِ

«Когда раб Аллаха, исповедующий Ислам (или: … верующий), совершает омовение и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: … вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами. Когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал. А когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, и так продолжается до тех пор, пока не становится он полностью очистившимся от грехов». (Муслим, 244; Тирмизи, 2; Ибн Хиббан, 1040)

Что касается омовения для намаза, то желательно обновлять его перед каждым намазом, даже если оно не было нарушено, хотя с одним омовением можно совершать бесконечное количество намазов, пока оно не нарушилось.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي، ‌لَأَمَرْتُهُمْ ‌عِنْدَ ‌كُلِّ ‌صَلَاةٍ ‌بِوُضُوءٍ

«Если бы я не боялся обременить свою умму, то велел бы совершать омовение перед каждым намазом». (Имам Ахмад, 7513; Ан-Насаи, «Ас-Сунан аль-кубра», 3027)

Стоит отметить, что, согласно более аргументированному мнению в шафиитском мазхабе, человек, который находится в состоянии омовения и хочет обновить его, должен совершить какой-либо намаз после предыдущего омовения, в противном случае, если человек и так находится в состоянии омовения, то нет желательности обновить его.

Всё вышеприведённое касается случаев, когда человек уверен в том, что у него омовение на нарушено. Однако бывает и так, что человек совершил омовение, но потом не помнит, нарушилось оно у него или нет, и он не знает, что делать в таких случаях.

Здесь возникает вопрос, может ли он, опираясь на ощущение, что он совершил омовение, совершать намазы и другие поклонения, для которых необходимо наличие омовения, или он должен снова совершить омовение?

Если человек точно помнит, что он совершал малое омовение, но при этом не помнит точно, было ли оно затем нарушено, то в этом случае считается, что омовение не нарушено, так как он точно помнит, что у него есть омовение, а в его нарушении он только сомневается.

Одно из известных и основополагающих правил фикха гласит: «Глубокое убеждение (якин) не устраняется сомнением». То есть, если человек в убеждён чем-то, например, в наличии омовения, сомнения не могут поменять его убеждения.

Точно такое же решение действительно относительно случая, когда человек совершенно точно помнит, что его омовение было нарушено, но при этом не может вспомнить точно, совершал он омовение заново или нет. В этом случае считается, что у него нет малого омовения.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее:

«Тот, кто убеждён, что у него имеется омовение или нарушилось омовение, и сомневается в обратном (нарушилось омовение или совершил омовение после нарушения), должен поступить согласно своему убеждению, потому что убеждение (якин) не устраняется сомнением.

Также в хадисе, переданном имамом Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إذَا وَجَدَ أَحَدُكُمْ فِي بَطْنِهِ شَيْئًا فَأَشْكَلَ عَلَيْهِ أَخَرَجَ مِنْهُ شَيْءٌ أَمْ لَا فَلَا يَخْرُجَنَّ مِنْ الْمَسْجِدِ حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتًا أَوْ يَجِدَ رِيحًا

"Если кто-нибудь из вас почувствует что-то в животе и станет сомневаться, вышло из него что-то или нет, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах" (Муслим, 362; Абу Дауд, 177; Тирмизи, 75)».

В той версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ فِي الصَّلَاةِ فَوَجَدَ حَرَكَةً فِي دُبُرِهِ، أَحْدَثَ أَوْ لَمْ يُحْدِثْ، فَأَشْكَلَ عَلَيْهِ فَلَا يَنْصَرِفْ حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتًا، أَوْ يَجِدَ رِيحًا

«Когда кто-то из вас делает намаз и чувствует какое-то движение в ягодицах, из-за которого он думает, нарушилось у него омовение или нет, и которое вызывает у него сомнения, то пусть не прекращает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах». (Абу Дауд, 177)

Из этого хадиса вытекает, что молящийся не должен прерывать свой намаз, пока не убедится в том, что у него нарушилось омовение. А эти два признака упоминаются в хадисе, потому что выделение газов чаще всего сопровождается звуком и запахом.

Из всего вышеприведённого вытекает, что, если человек помнит, что совершал омовение, но не помнит, нарушилось у него это омовение или нет, то это сомнение не имеет никакого значения и не наносит никакого вреда омовению, следовательно, считается, что этот человек находится в состоянии омовения.

Однако, несмотря на то, что человек в таких случаях считается находящимся в состоянии омовения, ему предпочтительнее обновить омовение, чтобы развеять сомнения и быть полностью уверенным в наличии омовения. Более того, верующему желательно обновлять омовение пред каждым намазом, даже если омовение не нарушилось и никаких сомнений не возникало.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.