Есть ли среди людей тот, кто будет приглашён ко всем вратам Рая?

27 Октябрь 2022
1824

Всевышний Аллах создал Рай для тех, кто исполняет Его предписания, как положено. Каждый, кто покинет этот мир, будучи верующим, непременно попадёт в Рай, даже если он совершал некоторые грехи.

Если Всевышний не помилует грешников, которые умерли мусульманами, они получат своё заслуженное наказание и в конце концов попадут в райскую обитель. А те верующие, у которых благие дела перевесят грехи на Весах Судного дня, беспрепятственно войдут в Рай.

Однако даже среди этих верующих будут те, кто зайдут в Рай через разные врата, и они будут пребывать в райских садах в разных кругах в зависимости от того, как вели себя в этом мире и как соблюдали повеления и запреты Господа.

Учёные-богословы, опираясь на достоверные предания от Пророка ﷺ, утверждают, что у Рая восемь врат. Каждые из этих врат предназначены для верующих, которые совершали те или иные виды поклонения.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لِكُلِّ أَهْلِ عَمَلٍ بَابٌ مِنْ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ، يُدْعَوْنَ مِنْهُ بِذَلِكَ الْعَمَلِ، وَلِأَهْلِ الصِّيَامِ بَابٌ يُدْعَوْنَ مِنْهُ، يُقَالُ لَهُ: الرَّيَّانُ ، فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ: يَا رَسُولَ اللهِ، هَلْ أَحَدٌ يُدْعَى مِنْ تِلْكَ الْأَبْوَابِ كُلِّهَا، قَالَ: نَعَمْ، وَأَنَا أَرْجُو أَنْ تَكُونَ مِنْهُمْ يَا أَبَا بَكْرٍ

«Для каждого из тех, кто совершает тот или иной вид поклонения, имеются отдельные врата Рая, из которых их призовут, назвав это поклонение. Для постившихся тоже есть врата, через которые их призовут, они называются “Ар-Раййан”».

Услышав это, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Посланник Аллаха! найдётся ли тот, кого станут призывать из всех этих врат?» Пророк ﷺ сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них». (Имам Ахмад, 9800)

В другой версии этого хадиса, который также передали от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) имамы Бухари, Муслим и другие мухаддисы, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَنْفَقَ زَوْجَيْنِ فِي سَبِيلِ اللهِ، نُودِيَ مِنْ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ: يَا عَبْدَ اللهِ هَذَا خَيْرٌ، فَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الصَّلَاةِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الصَّلَاةِ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الْجِهَادِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الْجِهَادِ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الصِّيَامِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الرَّيَّانِ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الصَّدَقَةِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الصَّدَقَةِ، فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ: بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللهِ، مَا عَلَى مَنْ دُعِيَ مِنْ تِلْكَ الْأَبْوَابِ مِنْ ضَرُورَةٍ، فَهَلْ يُدْعَى أَحَدٌ مِنْ تِلْكَ الْأَبْوَابِ كُلِّهَا؟ قَالَ: نَعَمْ، وَأَرْجُو أَنْ تَكُونَ مِنْهُمْ

«Расходовавшего по две вещи (две вещи из каждого вида своего имущества) на пути Аллаха призовут из врат Рая: “О раб Аллаха! Это − благо!Совершавших намаз призовут из врат намаза, принимавших участие в джихаде призовут из врат джихада, постившихся призовут из врат “Ар-Раййан”, а раздававших садака призовут из врат садака».

Услышав это, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да станут мои родители выкупом за тебя, о Посланник Аллаха! Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат, но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех этих врат?» Пророк ﷺ сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них». (Бухари, 1897; Муслим 1027; Тирмизи, 3674)

Шейх аль-Ислям Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари», комментируя этот хадис, сказал:

«Из смысла этого хадиса вытекают следующие полезные утверждения:

- того, кто часто практикует какой-то вид поклонения, узнают по этому виду поклонения;

- очень редко один человек совершает поровну все виды благих деяний;

- ангелы любят благородных людей и радуются за них;

- чем больше человек расходует своё имущество на благое, тем лучше для него;

- от верующего требуется желать для себя добра в этом мире и в Ахирате».

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, также пишет следующее:

«Пророк ﷺ, сказав, что людей призовут из таких-то врат и из таких-то врат Рая, упомянул только врата намаза, садака, поста и джихада. Аль-Кази сказал, что в другом хадисе, который приводится в разделе о покаянии, перечислены ещё три из восьми врат Рая: врата для тех, кто совладал своим гневом, врата для тех, кто прощал людей, и врата для тех, кто был доволен своим уделом. С учётом этих трёх получается семь врат, которые упомянуты в хадисах.

Ещё в хадисе о семидесяти тысячах верующих, которые войдут в Рай без какого-либо отчёта, упоминается, что они войдут в Рай через врата Аль-Айман, вероятно, это и есть восьмые врата Рая».

Однако от ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ يَتَوَضَّأُ فَيُبْلِغُ - أَوْ فَيُسْبِغُ - الْوُضُوءَ، ثُمَّ يَقُولُ: أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُهُ إِلَّا فُتِحَتْ لَهُ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ الثَّمَانِيَةُ يَدْخُلُ مِنْ أَيِّهَا شَاءَ

«Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Ашhаду алля иляhа илля-Ллаhу вах'да-hу ля шарика ля-hу ва ашhаду анна Мух'аммадан ‘абду-hу ва расулю-hу (Свидетельствую, что нет бога, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник)”, – обязательно откроются восемь врат Рая, и он войдёт, в какие пожелает». (Муслим, 234; Абу Дауд, 169; Ибн Маджах, 470)

В той версии этого хадиса, которую приводит Тирмизи, сообщается, что Пророк ﷺ также сказал:

اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ، وَاجْعَلْنِي مِنَ المُتَطَهِّرِينَ

«Аллаhумма-дж‘альни мин ат-таввабина ва-дж‘аль-ни мин аль-мутат'аhhирина (О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся)». (Тирмизи, 55)

Относительно этого хадиса шейх аль-Ислям Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» пишет следующее:

«Что касается хадиса, который приводит имам Муслим от ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах): "Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Ашhаду алля иляhа илля-Ллаh…”, обязательно откроются восемь врат Рая, и он войдёт, в какие пожелает", то он не противоречит тому, что сказано в вышеприведённом хадисе (Муслима, 234), хотя буквальный смысл этого хадиса противоречит ему.

В самом же деле этот хадис (Тирмизи, 55) не противоречит тому, потому что его смысл заключается в том, что перед этим человеком откроют все врата Рая из уважения перед ним. Но, заходя в Рай, он воспользуется вратами деяний, которые он совершал чаще всего, как было сказано ранее. Аллах знает лучше».

Из всего вышеприведённого вытекает, что, если у верующего в Судный день обнаружится одно из этих качеств (частое совершение одного вида поклонения), то он войдёт через врата для тех, кто обладает этим качеством.

Однако приглашение в Рай через все врата означает оказание верующему особых почестей. Следовательно, такие почести будут оказаны особым людям, которые сочетают в себе совершение всех видов поклонений и благих деяний.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.