5 видов одежды, запрещённых Посланником Аллаха ﷺ

10 Ноябрь 2022
2306

Одежда верующего должна соответствовать тем нормам, которые установил Посланник Аллаха ﷺ. В хадисах Пророка ﷺ и преданиях от сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) подробно описывается одежда, которую носил сам Посланник Аллаха ﷺ и рекомендовал носить своим последователям.

Пророк ﷺ носил ту одежду, которая была ему доступна и которую обычно носили его соплеменники. Он не отказывался надеть имеющуюся в наличии одежду, не утруждал себя поисками одежды, которой не было в наличии – она ничем не отличалась от той, которую обычно носили люди вокруг него.

Исходя из этого, мы можем сказать, что Пророк ﷺ не делал строгого ограничения относительно какого-то вида или модели одежды и не вводил для мусульман одну определённую форму.

Поэтому в обиходе нам приходится сталкиваться с таким выражением, как «мусульманская одежда», но на практике не существует специального фасона мусульманской одежды, ибо Посланник Аллаха ﷺ не придерживался какой-то одной формы одежды.

Мусульманская одежда – это одежда, которая соответствует требованиям Ислама. Однако некоторые виды одежды были запрещены Посланником Аллаха ﷺ. К ним относится:

 

1. одежда неверных;

Мусульманам запрещается носить одежду, которую носят только неверные и не носит никто, кроме них. Нельзя надевать полностью такой костюм, а также одну из его частей, ибо это подчёркивает принадлежность человека к определённой группе.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

«Тот, кто уподобился какому-либо народу, является одним из них». (Имам Ахмад, 5115; Абу Дауд, 4031)

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аль-И’лям би-Кавати’ аль-Ислам» об этом пишет следующее:

«В книге “Аль-Интисар” сказано: “Уподобляться неверным в одежде, будь то повязка неверных, зуннар (пояс, который повязывали покровительствуемые ахлю-зимма) или крест на груди, запрещено, но тот, кто совершает подобное, не впадает в неверие. Некоторые учёные-богословы склонились ко мнению, что это тоже является признаком неверия (куфра)”.

 

2. женская одежда – для мужчин, и наоборот;

Мужчинам запрещается носить любую одежду, которую носят только женщины, и наоборот, женщинам запрещается носить мужскую одежду, будь это полностью вся одежда или один элемент – рубашка, платье, брюки и прочее.

Особенно этот запрет актуален в наше время, в эпоху, когда повседневная одежда многих людей соответствует стандартам унисекс (полное отсутствие признаков, указывающих на половую принадлежность того, кто носит одежду).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الرَّجُلَ يَلْبَسُ لِبْسَةَ الْمَرْأَةِ، وَالْمَرْأَةَ تَلْبَسُ لِبْسَةَ الرَّجُلِ

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) проклинал мужчин, носящих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую одежду». (Абу Дауд, 4098)

Здесь под проклятием подразумевается, что Всевышний лишил их Своей милости, ибо в этих действиях кроется попытка изменить создание Всевышнего.

 

3. шёлк (мужчинам);

Мужчинам запрещается носить любую одежду из натурального шёлка. Запрещается использовать шёлк не только в одежде, но и в качестве подстилки, вешать как занавеси или для чего-либо ещё, кроме исключительных случаев.

От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا تَلْبَسُوا الحَرِيرَ وَلَا الدِّيبَاجَ، وَلَا تَشْرَبُوا فِي آنِيَةِ الذَّهَبِ وَالفِضَّةِ، وَلَا تَأْكُلُوا فِي صِحَافِهَا، فَإِنَّهَا لَهُمْ فِي الدُّنْيَا وَلَنَا فِي الآخِرَةِ

«Не носите одежду из шёлка и дибаджа (вид шёлка), не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине, всё это предназначено для них в мире этом, а для нас – в мире вечном». (Бухари, 5426; Муслим, 2067)

Также от Абу Аль-Хайра передаётся, что ‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) сказал:

أُهْدِيَ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَرُّوجُ حَرِيرٍ، فَلَبِسَهُ فَصَلَّى فِيهِ، ثُمَّ انْصَرَفَ، فَنَزَعَهُ نَزْعًا شَدِيدًا، كَالْكَارِهِ لَهُ، وَقَالَ: لَا يَنْبَغِي هَذَا لِلْمُتَّقِينَ

«Однажды Пророку ﷺ подарили шёлковую одежду с разрезом сзади. Он надел её и совершил в ней намаз, закончив же молиться, быстро скинул её с себя как нечто ненавистное ему и воскликнул: “Не следует богобоязненным носить это”».  (Бухари, 375; Муслим, 2075; Ибн Хиббан, 2181)

 

4. золото (мужчинам);

Общеизвестно, что мужчинам запрещено носить золотые украшения. Им запрещается не только надевать золотые украшения, но и украшать свою одежду золотом даже в малом количестве.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ, увидев на руке одного человека золотой перстень, снял его, выбросил прочь и сказал:

يَعْمِدُ أَحَدُكُمْ إِلَى جَمْرَةٍ مِنْ نَارٍ فَيَجْعَلُهَا فِي يَدِهِ

«Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени Ада и кладёт его себе в руку». (Муслим 2090)

Также от Абу Ан-Наджиба передаётся, что Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказал:

أَنَّ رَجُلًا قَدِمَ مِنْ نَجْرَانَ إِلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَعَلَيْهِ خَاتَمٌ مِنْ ذَهَبٍ فَأَعْرَضَ عَنْهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: إِنَّكَ جِئْتَنِي ‌وَفِي ‌يَدِكَ ‌جَمْرَةٌ ‌مِنْ ‌نَارٍ

«Однажды к Посланнику Аллаха ﷺ из Наджрана приехал какой-то человек, на котором было золотое кольцо. Посланник Аллаха ﷺ отвернулся от него и сказал: "Ты пришёл ко мне с угольком из огня Ада на своей руке"». (Ан-Насаи, «Сунан аль-Кубра», 9435)

 

5. одежда, которая становится предметом гордости.

Запрещается также носить одежду, посредством которой человек выражает гордость, самодовольство, кичливость или самовосхищение, ибо Посланник Аллаха ﷺ запрещал проявлять гордость и показывать своё превосходство над другими людьми, ведь может случиться так, что тот, кто гордится своим сегодняшним положением, в будущем окажется на месте того, над кем он показывал своё превосходство, а тот может оказаться на его месте.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

بَيْنَمَا رَجُلٌ يَمْشِي فِي حُلَّةٍ تُعْجِبُهُ نَفْسُهُ مُرَجِّلٌ جُمَّتَهُ، إِذْ خَسَفَ اللهُ بِهِ فَهُوَ يَتَجَلَّلُ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ

«Однажды один нарядный, красиво причёсанный человек шёл, восхищаясь самим собой, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». (Бухари, 5789; Муслим, 2088)

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يَنْظُرُ اللهُ إِلَى مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خُيَلَاءَ

«Всевышний Аллах не посмотрит на того, кто из кичливости носил одежду, которая волочилась за ним». (Бухари, 5783; Муслим, 2085)

Верующий должен следовать указаниям и запретам Посланника Аллаха ﷺ во всех своих делах, в том числе в ношении одежды. Поэтому его одежда должна соответствовать требованиям шариата и полностью закрывать его аврат. Также одежда мусульманина не должна быть прозрачной и обтягивающей, выдавая формы тела, особенно в области аврата.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.