Когда не нужно читать дуа ваджахту в намазе?

26 Январь 2023
11541

Тому, кто совершает обязательный или дополнительный намаз, желательно читать дуа аль-ифтитах – ваджахту. Ваджахту желательно читать сразу после произнесения вступительного такбира – такбират аль-ихрам, выдержав небольшую паузу.

Тому, кто совершает намаз индивидуально, а также имаму, который руководит коллективным намазом, дуа аль-ифтитах следует читать про себя. Следовательно, чтение его вслух не одобряется (макрух), но это не нарушает намаз.

Что касается текста, который желательно читать для дуа аль-ифтитах, то в хадисах Пророка ﷺ передаётся множество его версий. Самой лучшей и достойной считается версия, которую передаёт имам Муслим (771) и Абу Давуд (760) от ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):

وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ، إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ، لَاشَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Ваджжаhту ваджhия ли-Ллязи фат'ара-с-самавати валь-арз(а). Х'анифан муслиман, ва ма ана миналь-мушрикин(а). Инна саляти, ва нусуки, ва мах'йая, ва мамати ли-Лляhи Раббиль-‘алямина ля шарика Лаhу, ва би залика умирту, ва ана миналь-муслимин(а)».

Перевод: «Я обратил своё лицо (то есть повернулся весь) к Тому, Кто сотворил небеса и землю из небытия (не имея формы и рисунка), будучи ханифом (склонившись от всех ложных религий и сект к истинной религии) и мусульманином. И не отношусь я к многобожникам. Поистине, мой намаз – моё поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища. Это (искренность в поклонении) мне было велено, и я являюсь одним из мусульман».

Тому, кто совершает намаз индивидуально, а также имаму, если люди, собравшиеся на коллективный намаз под его руководством (маъмумы), позволят ему сделать это, желательно объединить все дуа, которые передаются от Пророка ﷺ.

Если же маъмумы не согласны с тем, что имам читает все эти дуа, он не должен заставлять их ждать. В таком случае имаму желательно ограничиться чтением вышеприведённого дуа.

Дуа аль-ифтитах (ваджахту) желательно читать после вступления в намаз до произнесения а‘узу только в первом ракаате всех обязательных и желательных намазов, кроме заупокойной молитвы. Ваджахту во всех намазах читается про себя.

 

Однако есть случаи, когда ваджахту не читается.

1. Если молящийся вступил в коллективный намаз, когда имам, руководящий намазом, не находится в стоянии для чтения суры Аль-Фатиха, ваджахту не читается.

Следовательно, если маъмум вступил в намаз, когда имам находится в поясном поклоне, в и‘тидале (стоянии после поясного поклона), в земном поклоне или когда он сидит и т. д., он ваджахту не читает.

2. Если молящийся вступил в коллективный намаз позже и не уверен, что, прочитав ваджахту, он не успеет до ухода в руку‘ прочитать суру Аль-Фатиха, то ему не нужно читать дуа аль-ифтитах. Ему следует сразу приступать к чтению суры Аль-Фатиха.

3. Если отрезок времени, отведённый для совершения намаза, завершается, то есть молящийся не успеет завершить намаз до окончания его срока, если он прочитает ваджахту, то ему нельзя отвлекаться на чтение дуа аль-ифтитах.

4. Если молящийся, не прочитав ваджахту, произнёс а‘узу или басмалу или приступил к чтению суры Аль-Фатиха, он не читает дуа аль-ифтитах. Такое же решение действительно и относительно случая, когда он забыл прочитать ваджахту и вспомнил об этом только после произнесения а‘узу или басмалы.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет об этом следующее:

«После вступления (произнесения вступительного такбира) в обязательный или желательный намаз, за исключением джаназа-намаза, желательно возносить дуа аль-ифтитах, кроме следующих случаев:

- тому, кто не застал имама в коллективном намазе в стоянии для чтения суры Аль-Фатиха;

- тому, кто боится, что он пропустит чтение хотя бы части суры Аль-Фатиха, если он отвлечётся на чтение дуа аль-ифтитах;

- для завершения намаза вовремя не останется достаточно времени, если молящийся отвлечётся на чтение дуа аль-ифтитах.

Такое же решение действительно относительно произнесения а‘узу во всех трёх вышеупомянутых случаях.

- тому, кто приступил к произнесению а‘узу, басмалы или к чтению суры Аль-Фатиха».

В каждом ракаате перед чтением суры Аль-Фатиха желательно читать а‘узу, особенно желательно читать его в первом ракаате. А‘узу не читают после того, как молящийся произнесёт басмалу.

Также а‘узу не произносит тот, кто в коллективном намазе отстал от имама и вступил в намаз, если произнесение отвлечёт его от полного чтения суры Аль-Фатиха до ухода в поясной поклон.

В таком случае нужно, не читая ваджахту и а‘узу, сразу прочитать суру Аль-Фатиха, поскольку чтение суры Аль-Фатиха обязательно, а произнесение дуа аль-ифтитах только желательно.

Если же маъмум присоединится к имаму не в то время, когда тот будет стоять, а во время совершения поясного или земного поклона или во время чтения ташаххуда (ат-тахийята), ему следует начать молиться и произносить те же слова, которые произносит имам. В подобных случаях не следует читать ваджахту ни сразу, ни впоследствии.

Если молящийся намеренно или по невнимательности не прочитал ваджахту в первом ракаате после вступительного такбира, время будет упущено, и впоследствии делать этого уже не следует. Если же он всё же прочитает ваджахту, он совершит неодобряемое действие (макрух), но это не нарушит его намаз.

Стоит отметить, что чтение дуа аль-ифтифтах в намазе не является обязанностью, а произносится в соответствии с сунной. Следовательно, если молящийся не прочитает ваджахту, ему не надо будет совершать земной поклон (суджуд ас-сахв) в качестве искупления за проявление невнимательности.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.