Правда ли, что нельзя проходить перед человеком, совершающим намаз?

18 Май 2023
4565

Человек, который совершает намаз, стоит перед своим Господом и разговаривает с ним. Поэтому верующий во время намаза должен максимально сконцентрировать своё внимание на правильном совершении его ритуалов: составных частей, дополнительных действий и молитв.

Не меньшее значение имеет смиренность молящегося, также он не должен отвлекаться на посторонние мысли. Искреннее совершение намаза ради Аллаха с присутствием сердца является условием принятия его Всевышним.

Согласитесь, не каждому удаётся смиренно совершать намаз и с присутствием сердца. Нас часто отвлекают мысли о мирских делах и даже о том, что нас не касается от слова «совсем». Представьте себе, если вдобавок к этому нас во время намаза будут отвлекать ещё и со стороны – как мы сможем сконцентрироваться на намазе? Поэтому нельзя проходить перед человеком, совершающим намаз.

Однако и тот, кто совершает намаз, перед тем как вступить в него, должен предпринять определённые действия, чтобы помешать людям проходить перед ним во время намаза.

Ему следует поставить перед собой сутрат (барьер), оставив перед собой свободное место, достаточное для совершения намаза. Если он сделал так, то считается, что это место по праву принадлежит молящемуся.

Сутратэто ограничение места намаза. Человеку, собирающемуся совершить намаз, рекомендуется встать за стену, столб или выставить перед собой трость или что-то подобное высотой более тридцати пяти сантиметров, а расстояние между его ногами и сутратом не должно превышать полутора метров. Если такой вещи в наличии нет, следует расстелить коврик или провести перед собой поперёк линию на земле на расстоянии не более полутора метров от себя или начертить пред собой продольную линию длиной полтора метра.

Великий учёный шафиитского мазхаба имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-Талибин» пишет об этом следующее:

«Совершать намаз желательно в направлении стены, столба или вертикально установленной трости. Если нет такой возможности, желательно расстелить коврик для намаза или начертить линию перед собой вдоль или поперёк. Также желательно удержать того, кто проходит перед ним (то есть между ним и сутратом)».

Из этого вытекает, что если совершающий намаз установил сутрат, соблюдая все условия и порядок, а также указанное расстояние, то нельзя проходить между ним и его сутратом, а молящемуся желательно остановить того, кто проходит перед ним, даже если сутрат исчез после того, как он приступил к намазу.

Но следует отметить, что если молящийся встанет у прохода, то ему нельзя удерживать проходящих перед ним людей, и им тоже не запрещается проходить перед ним. Точно так же тому, кто совершает намаз в центре мечети, нельзя удерживать проходящих на основании линии, начертанной на ковре, так как ему следовало в первую очередь подойти к стене или столбу или поставить что-нибудь высокое перед собой, и только не найдя такой возможности, установить в качестве сутрата границу коврика и линию на нём.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:

«Согласно наиболее аргументированному мнению (аль-ассах'), человеку запрещается проходить перед молящимся, то есть между ним и его сутратом, в том случае, когда молящемуся желательно остановить его, даже если для проходящего нет другого пути.

Что касается желательности намаза с установленным согласно вышеупомянутому порядку сутратом, то она обосновывается переданным Аль-Хакимом хадисом, в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اسْتَتِرُوا فِي صَلَاتِكُمْ وَلَوْ بِسَهْمٍ

"Ставьте сутрат (преграду) при намазе, даже если это лишь стрела".

Также Абу Давуд передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ فَلْيَجْعَلْ أَمَامَ وَجْهِهِ شَيْئًا فَإِنْ لَمْ يَجِدْ فَلْيَنْصِبْ عَصًا فَإِنْ لَمْ يَكُنْ مَعَهُ عَصًا فَلْيَخُطَّ خَطًّا ثُمَّ لَا يَضُرُّهُ مَا مَرَّ أَمَامَهُ

"Когда кто-то из вас захочет совершить намаз, пусть поставит что-нибудь перед собой, а если не найдёт, пусть воткнёт перед собой палку, а если у него не окажется палки, пусть начертит линию, и тогда ему не причинит вреда тот, кто пройдёт перед ним". (Абу Давуд, 689)

То есть это не причинит вреда полноценности его намаза.

Если же молящийся упустил что-то из условий или порядка установления сутрата, не будет нежелательности в том, чтобы проходить перед ним, ведь в достоверном хадисе, который передаётся от Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ إِلَى شَيْءٍ يَسْتُرُهُ مِنَ النَّاسِ، فَأَرَادَ أَحَدٌ أَنْ يَجْتَازَ بَيْنَ يَدَيْهِ، فَلْيَدْفَعْهُ، فَإِنْ أَبَى فَلْيُقَاتِلْهُ، فَإِنَّمَا هُوَ شَيْطَانٌ

"Если кто-нибудь из вас станет молиться, повернувшись к тому, что отделяет его от людей (сутрату), и в это время кто-то захочет пройти перед ним, пусть (совершающий молитву) оттолкнёт (удержит) его, а если тот откажется подчиниться, пусть он сразится с ним (сильнее оттолкнёт его), ибо, поистине, это шайтан". (Бухари, 509; Муслим, 505)

Здесь подразумевается, что вместе с ним идёт шайтан или он сам шайтан из людей.  Из слов Пророка ﷺ "а если тот откажется" вытекает, что он должен удержать проходящего, придерживаясь при этом самого безопасного метода, как это следует делать, когда на человека напал преступник.

Что касается запрета проходить перед молящимся, который установил правильный сутрат, то это исходит из хадиса, в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَوْ يَعْلَمُ الْمَارُّ بَيْنَ يَدَيْ الْمُصَلِّي (أَيْ الْمُسْتَتِرِ بِسُتْرَةٍ يَعْتَدُّ بِهَا كَمَا أَفَادَهُ الْحَدِيثُ السَّابِقُ) مَاذَا عَلَيْهِ مِنْ الْإِثْمِ لَكَانَ أَنْ يَقِفَ أَرْبَعِينَ خَرِيفًا (أَيْ سَنَةً؛ كَمَا فِي رِوَايَةٍ) خَيْرًا لَهُ مِنْ أَنْ يَمُرَّ بَيْنَ يَدَيْهِ

«Если бы тот, кто проходит перед молящимся (то есть перед молящимся, который установил сутрат, принимаемый в расчёт, как на это указывает вышеприведённый хадис), знал, какой грех он берёт на себя, то понял бы, что простоять на месте сорок лет было бы лучше для него, чем пройти перед ним». (Бухари (510) и Муслим (507)

А хадис, который указывает на то, что не запрещено проходить перед молящимся (который установил сутрат по всем правилам), является слабым».

Из всего вышеприведённого вытекает, что нельзя проходить перед человеком, совершающим намаз, если он установил сутрат, соответствующий всем условиям, хотя это прохождение не нарушает намаз.

Однако этому надо воспрепятствовать, так как Пророк ﷺ назвал проходящего перед молящимся шайтаном из-за его непокорности, потому что это мешает молящемуся сконцентрировать своё внимание на намазе и совершить его смиренно с присутствием сердца.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.