Что делать, если запутался в количестве ракаатов в намазе

4 Июль 2023
7218

Всевышний вменил в обязанность каждому мусульманину совершать ежедневный пятикратный намаз. Помимо обязательных намазов верующему желательно совершать множество дополнительных намазов, за которые он получает большое вознаграждение.

В любом случае награда за обязательные намазы превосходит награду за дополнительные, но порядок их совершения, кроме некоторых исключительных случаев, одинаков. Для дополнительных молитв необходимо соблюдать те же условия, и у них те же составные части.

Так как намаз является важнейшим поклонением в жизни мусульман, каждый верующий должен уметь совершать его полноценно и знать, как действовать в различных ситуациях, возникающих в процессе его совершения. Тем не менее не всегда наш намаз получается совершенным и лишённым недостатков.

 

Сколько ракаатов я совершил?

Нередко во время намаза многие из нас забывают, какой по счёту ракаат совершают. Поэтому каждый верующий должен знать, что ему делать в таком случае и как минимизировать подобные ошибки.

Тому, кто запутался в количествах ракаатов во время намаза и не знает, сколько ракаатов он уже совершил, не нужно прерывать намаз, вернее, ему нельзя из-за этого прерывать молитву.

Напротив, ему следует завершить свой намаз, исходя из собственного убеждения, то есть сведя счёт ракаатов, в совершении которых он точно уверен, к минимальному количеству и продолжая с этого количества. Таким образом, он точно совершит нужное количество ракаатов.

Иначе говоря, если во время совершения намаза человек не может вспомнить, сколько ракаатов он совершил, то решение принимается в сторону наименьшего количества ракаатов, в совершении которых он уверен.

Например, если молящийся запутался и сомневается, три или четыре ракаата он совершил, но точно уверен, что совершил три, он для себя решает, что совершил только три ракаата, и, продолжая с этого места, делает четвёртый ракаат – таким образом, он завершает свой намаз.

В конце такого намаза перед салямом желательно совершить саджда-сахви. Саджда-сахви – это два суджуда, которые искупают или компенсируют совершённые в намазе непреднамеренные ошибки.

От Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا ‌شَكَّ ‌أَحَدُكُمْ ‌فِي ‌صَلَاتِهِ فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ ثُمَّ يَسْجُدْ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ. فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ

«Если кто-нибудь из вас во время намаза засомневается в том, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в которых он уверен, а затем совершит два суджуда (земных поклона) до произнесения слов таслим. Если в результате этого он совершит пять ракаатов, то два суджуда (суджуда сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он полноценно совершит эту молитву в четыре ракаата, то эти суджуды станут унижением для шайтана». (Муслим, 571; Абу Дауд, 1024)

То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они не только смывают ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.

А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее:

«Если молящийся при совершении четырёхракаатного намаза засомневался, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, – он должен совершить ещё один ракаат, ибо по умолчанию считается, что он не совершил четвёртый ракаат.

Также в конце намаза, до произнесения завершающего намаз саляма, он совершает саджда-сахви (два раза совершает земной поклон, как его делают в намазе) по причине сомнения в том, что этот ракаат был лишним.

Для определения количества ракаатов ему нельзя опираться на свои предположения, а также на слова других людей, даже если их было очень много, ибо он засомневался в своих действиях, следовательно, относительно этих действий он не берёт во внимание мнение других».

Совершение саджда-сахви в любом случае является желательным действием, если не совершить его, намаз не нарушается, лишь уменьшается вознаграждение. Поэтому в таком случае совершение саджда-сахви является крайне желательным.

Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.

Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата (а этот уже пятый), то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.

Если у верующего возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения, так как он не должен заново совершать этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен совершить намаз заново.

Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хотя бы один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить его.

Чтобы во время намаза не было подобных ошибок, молящемуся следует приложить все усилия, чтобы совершить намаз с присутствием сердца (в хузуре), то есть отгоняя все посторонние мысли и проявляя смиренность и внимательность.

В таком состоянии сердце и разум молящегося полностью заняты и сосредоточены исключительно на мысли о том, что он стоит перед Всевышним Аллахом. Следовательно, возможность ошибки в количестве ракаатов у такого молящегося сведена к минимуму.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.