Можно ли совершать фарз-намаз за имамом, который читает другой намаз?

2 Сентябрь 2023
3051

За совершение любого обязательного намаза в джамаате верующий получает огромную награду. Как известно, награда за коллективный намаз превышает награду за индивидуальный намаз минимум в двадцать семь раз.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْجَمَاعَةِ أَفْضَلُ مِنْ صَلَاةِ الْفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ دَرَجَةً

«Коллективный намаз (джамаат-намаз) превосходит индивидуальный намаз человека на двадцать семь ступеней». (Имам Ахмад, 5332; Бухари, 645; Муслим, 650; Тирмизи, 215; Ибн Маджах, 789; Ибн Хиббан, 2054)

Как видите, Всевышний Аллах даровал коллективный намаз как милость для поклоняющихся. Поэтому каждый верующий должен стараться совершать все свои фарз-намазы в джамаате и по возможности в мечети.

От Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا مِنْ ثَلَاثَةٍ فِي قَرْيَةٍ وَلَا بَدْوٍ لَا تُقَامُ فِيهِمُ الصَّلَاةُ إِلَّا قَدِ اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِمُ الشَّيْطَانُ، فَعَلَيْكَ بِالْجَمَاعَةِ فَإِنَّمَا يَأْكُلُ الذِّئْبُ الْقَاصِيَةَ

«Если не будут совершать намаз в джамаате любые три человека, живущие в селении или в пустыне, шайтан обязательно возьмёт верх над ними, а поэтому вам следует молиться вместе, ибо волк пожирает ту овцу, что отбивается от стада». (Ахмад, 21710; Абу Дауд, 547; Ибн Хиббан, 2101)

Помимо этого, у намаза, совершённого в джамате в мечети или в других местах, есть множество отдельных достоинств. Например, пребывание человека в рядах молящихся во время произнесения имамом вступительного такбира имеет свою ценность, и за это молящийся получает отдельную награду.

Стоит отметить, что нужно выполнить определённые требования, чтобы молящийся получил высокое вознаграждение за совершение намаза с коллективом, а также соблюсти некоторые условия, чтобы намаз в джамаате считался действительным.

Одно из таких условий: у имама и маъмума порядок совершения намаза должен быть одинаковым. Поэтому не разрешается совершать обычный фарз-намаз за имамом, который совершает джаназа-намаз или желательный намаз затмения, так как у этих намазов порядок совершения отличается от обычного намаза.

Что касается случаев, когда порядок совершения намазов имама и маъмума совпадает, то в таких случаях можно совершать намаз за имамом, который совершает другой намаз, даже если количество ракаатов при этом отличается.

Например, можно совершать полуденный намаз за имамом, который совершает послеполуденный, также можно совершать ночной намаз за имамом, который совершает вечерний, и наоборот. Можно совершать даже утренний намаз за имамом, который совершает обеденный или любой другой намаз, несмотря на то, что в намазе имама в два раза больше ракаатов.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее:

«Тому, кто совершает своевременный намаз, можно следовать за имамом, который совершает возмещаемый намаз. Также тот, кто совершает фарз-намаз, может следовать за имамом, который совершает желательный намаз, и тот, кто совершает полуденный – за имамом, который совершает послеполуденные и наоборот. То есть можно также совершать возмещаемый намаз за своевременным, желательный за обязательным и послеполуденный за полуденным, потому что порядок совершения этих намазов не меняется, несмотря на различие в намерениях.

Имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) в качестве довода в пользу дозволенности следовать тому, кто совершает обязательный намаз, за имамом, который совершает желательный намаз, приводит хадис, который передаётся в обоих сборниках достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима:

أَنَّ ‌مُعَاذَ ‌بْنَ ‌جَبَلٍ ‌كَانَ ‌يُصَلِّي ‌مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْعِشَاءَ الْآخِرَةَ، ثُمَّ يَرْجِعُ إِلَى قَوْمِهِ، فَيُصَلِّي بِهِمْ تِلْكَ الصَّلَاةَ

"Обычно Му‘аз (да будет доволен им Аллах) совершал вместе с Посланником Аллаха ﷺ ночной намаз, а потом возвращался к своему племени и совершал этот же намаз с ними в качестве имама". (Бухари, 700; Муслим, 465)

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Аш-Шафии, сообщается, что этот намаз для него (Му‘аза) был желательным, а для них – обязательным.

Однако, несмотря на действительность намаза, который совершается вышеперечисленными способами, желательно не делать этого, чтобы не противоречить тем учёным, которые не дозволяют это».

Из вышеприведённого вытекает, что можно совершать фарз-намаз за имамом, который читает другой намаз. Однако, несмотря на дозволенность, желательно не делать этого, чтобы не противоречить мнениям учёных других мазхабов, например, учёным ханафитского мазхаба, которые не дозволяют совершать фарз-намаз за имамом, который читает другой намаз.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Что касается восполнения пропущенного намаза за имамом, совершающим своевременный намаз, или наоборот – совершения своевременного намаза за имамом, восполняющим пропущенный намаз, или восполнения пропущенного намаза за имамом, восполняющим другой пропущенный намаз, то в нашем мазхабе всё это разрешается. Однако предпочтительнее совершить намаз индивидуально, чем в таком джамаате, чтобы не противоречить мнениям учёных других мазхабов».

Что касается получения вознаграждения за такой коллективный намаз, то мнения учёных по этому вопросу разделились. Некоторые учёные считают, что человек, совершивший таким образом коллективный фарз-намаз, упускает особую награду (фазилятуль-джма‘а).

Мухаммад ибн ‘Абдуллах Аль-Джурдани в своей книге «Фатх аль-'Аллям би-шарх Муршид аль-Анам» пишет об этом следующее:

«Такое следование при совершении коллективного намаза является нежелательным (макрух), и особая награда за коллективный намаз (фазилятуль-джма‘а) в таком случае теряется, как сказал Ибн Хаджар в своей книге "Шарх Бафазль".

Однако Аль-Курди, ссылаясь на книгу "Тухфат" (автор Ибн Хаджар) и Аль-Джамаля Ар-Рамли, пишет, что фазилятуль-джма‘а не теряется, несмотря на то, что совершать намаз в таких случаях лучше индивидуально, чем коллективно».

Из всего вышеприведённого вытекает, что лучше совершать фарз-намаз индивидуально, чем совершать его за имамом, который совершает другой намаз, потому что все учёные единогласны относительно действительности индивидуально совершённого намаза, а относительно такого коллективного намаза есть разногласия.

Муслим Абдулаев

 

Фото: freepik.com

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.