Чтение аятов Священного Корана является одним из видов поклонения. Более того, чтение Корана считается одним из лучших деяний верующего и самым достойным поминанием Всевышнего Аллаха.
От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ القُرْآنَ وَعَلَّمَهُ
«Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)». (Бухари, 5027)
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
أفضلُ العبادةِ قراءةُ القرآنِ
«Наилучшим поклонением является чтение Корана». (Ас-Суюти, «Джами‘ аль-Ахадис», 4042)
В той версии этого хадиса, которую передаёт имам Аль-Байхаки от Ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
أفضل عبادةِ أُمَّتِي قراءةُ القُرآن
«Наилучшим поклонением моей уммы (общины) является чтение Корана». (Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 2022)
Имам ‘Абдуррауф аль-Мунави в своей книге «Ат-Тайсир би-Шархи аль-Джами‘ ас-Сагыр», комментируя это хадис, пишет следующее:
«Наилучшим поклонением является чтение Корана, потому что тот, кто читает Коран, беседует со своим Господом, а Коран является основой всех наук и их первоисточником. Поэтому читать Коран лучше, чем заниматься всеми другими азкарами (поминанием Всевышнего Аллаха), за исключением тех азкаров, относительно которых передаются особые указания. Исходя из этого, учёные шафиитского мазхаба сказали, что чтение Корана лучше, чем чтение общих азкаров».
Так как чтение Корана является наилучшим видом поминания Аллаха, заниматься им следует постоянно, не пропуская ни дня, ни ночи, а для того, чтобы оно было засчитано, достаточно даже малого количества аятов.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَنْ قَرَأَ فِي يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ خَمْسِينَ آيَةً لَمْ يُكْتَبْ مِنَ الْغَافِلِينَ، وَمَنْ قَرَأَ مِائَةَ آيَةٍ كُتِبَ مِنَ الْقَانِتِينَ، وَمَنْ قَرَأَ مِائَتَيْ آيَةٍ لَمْ يُحَاجَّهُ الْقُرْآنُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَمَنْ قَرَأَ خَمْسَمِائَةِ آيَةٍ كُتِبَ لَهُ قِنْطَارٌ مِنَ الْأَجْرِ
«Не будет записан в число беспечных тот, кто станет читать по пятьдесят аятов (Корана) в течение дня и ночи; будет записан в число набожных тот, кто станет читать по сто аятов; против того, кто станет читать по двести аятов, Коран не станет приводить доводы в День воскрешения; а тому, кто станет читать по пятьсот аятов, будет записан кинтар (несметное количество) награды». (Ибн Ас-Сунни, «‘Амаль аль-Явми ва аль-Ляйля», 671)
Тому, кто читает Коран, следует проявлять покорность и смирение и размышлять над смыслом прочитанного. Это и является важнейшей целью чтения Корана, достижение которой приносит людям радость и озаряет сердца.
Некоторые из наших праведных предшественников читали один аят Корана на протяжении всей ночи или большей её части, размышляя над его смыслом, в результате чего лишались чувств, а иногда даже умирали. (Имам Ан-Навави, «Аль-Азкар»)
Размышлять над смыслом Корана человек может, если он понимает смысл прочитанного. А что делать тому, кто не понимает смысла прочитанного? Можно ли ему вообще читать Коран, если он не понимает смысла аятов?
Если даже человек не понимает смысла прочитанных аятов, ему можно читать Коран, и он всегда должен стараться читать его, ибо в этом заключается довольство Всевышнего Творца. Но тот, кто понимает смысл прочитанного, несомненно, получает больше награды, ибо он может размышлять над его смыслом.
Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет об этом следующее:
«Желательно размышлять над смыслом азкаров, так же, как это желательно при чтении Корана. Из этого вытекает, что читающий азкары получает награду, даже если не понимает их смысла. Однако аль-Иснави высказал другое мнение по этому вопросу.
Но нет противоречия относительно чтения Корана без понимания его смысла, ибо чтение текста Корана само по себе является поклонением. Поэтому тот, кто читает его, даже если не знает его смысла, получает награду за это чтение».
Следовательно, верующий, который читает Коран, получает большую награду, даже если он не понимает смысла аятов, которые читает, ведь чтение даже одной буквы из Священного Корана вознаграждается Всевышним Аллахом.
От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَنْ قَرَأَ حَرْفًا مِنْ كِتَابِ اللَّهِ فَلَهُ بِهِ حَسَنَةٌ، وَالحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا، لَا أَقُولُ الم حَرْفٌ، وَلَكِنْ أَلِفٌ حَرْفٌ وَلَامٌ حَرْفٌ وَمِيمٌ حَرْفٌ
«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздастся десятикратно, и я не говорю, что Алиф, Лям и Мим – это одна буква, нет, Алиф – это буква, Лям – буква и Мим – буква». (Тирмизи, 2910; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 1983)
Однако, чтобы получить максимальную награду во время чтения Корана, прежде всего необходимо проявлять искренность. Читать Коран следует только ради награды от Всевышнего Аллаха, не пытаясь с помощью чтения добиться каких-либо иных целей.
Каждый, кто читает Коран, должен придерживаться адабов чтения и не забывать о том, что он ведёт тайную беседу со своим Господом и читает Его Книгу. Иначе говоря, надо читать Коран так, как читал бы его тот, кто видит Аллаха, а если человек не видит Аллаха, он должен помнить, что Аллах видит его.
Возможность читать Коран, особенно когда человек понимает смысл аятов и может размышлять над тем, что он читает, является большой милостью, которой одарил его Всевышний Создатель. Благодарностью за эту милость будет периодическое чтение Корана ночью и днём.
От ‘Абдуллахом Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لَا حَسَدَ إِلَّا عَلَى اثْنَتَيْنِ: رَجُلٌ آتَاهُ اللهُ الْكِتَابَ وَقَامَ بِهِ آنَاءَ اللَّيْلِ، وَرَجُلٌ أَعْطَاهُ اللهُ مَالًا فَهُوَ يَتَصَدَّقُ بِهِ آنَاءَ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ
«Не следует завидовать кому-либо, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днём, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его на садака ночью и днём». (Бухари, 5025)
Поэтому каждый верующий не должен оставлять без внимания такое важное дело, как чтение Корана. Необходимо ежедневно выделять хотя бы немного времени на чтение Священного Писания. Если у кого-то не получается читать Коран с мусхафа, в современный век технологий можно скачать электронную версию Корана и прочитать его с экрана телефона или планшета.
Муслим Абдулаев