Уважай родителей, даже если они язычники

22 Сентябрь 2012
7483

«Вернись к родителям и заставь их смеяться так же, как ты заставил их плакать»

Уважай родителей, даже если они язычники Если говорить о Шариате и правах человека в Исламе, здесь огромное значение имеют права родителей. Отец и мать занимают высокое положение в Исламе. Благодарность им связана с благодарностью Всевышнему. Всевышний говорит (смысл): «Благодари Меня и своих родителей» (Коран, сура «Лукман», аят 14).

Хорошее отношение к родителям связано с признанием Всевышнего, с поклонением Господу и Единобожием. Аллах сказал (смысл): «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (Коран, сура «Аль-Исра», аят 23).

Всевышний объединил служение Ему и проявление добра родителям. Это великая речь! Это аманат Всевышнего. Творец сообщает об отношении к родителям, обращаясь к Своим рабам. В этом священном аяте Аллах говорит (смысл): «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям, если один из родителей или оба достигнут старости».

Старость – период жизни, когда люди больше всего нуждаются в оказании им помощи, в добром отношении. В этот период наиболее важно хорошее отношение к ним, даже если дети хорошо относились к ним в молодости, в зрелом и более преклонном возрасте. Всевышний указал на этот период времени из-за крайней нужды человека в том, кто будет ухаживать за ним в старости, а также потому, что известно: человеку тяжело заниматься различными делами в этом возрасте. Всевышний обозначил этот этап жизни, сказав (смысл): «Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «фу!» и не кричи на них» (Коран, сура «Аль-Исра», аят 23).

Всевышний велит продолжать соблюдать то, что вменил в обязанность, проявляя к людям добро.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы было известно слово менее пренебрежительное, чем «тьфу», Всевышний упомянул бы его». То есть самое малое, что их может огорчить, это не слова «замолчи, не разговаривай», а слово «фу!». Необходимо выбирать наиболее приятные слова в присутствии отца и матери.

Всевышний сказал (смысл): «Не говори им «фу!» и не кричи на них, а говори им слово благородное» (Коран, сура «Аль-Исра», аят 23).

Говори благородное, будь благородным, великодушным. Благородный человек далёк от упрёков, причинения вреда. Великодушный человек вселяет радость в сердца, успокаивает души, спокойно слушает. Великодушие в том, чтобы слушать спокойно своих родителей, проявляя к ним уважение.

Аллах велел (смысл): «Говори им слово благородное» (Коран, сура «Аль-Исра», аят 23).

Творец приказал нам (смысл): «И преклоняй пред ними обоими крыло смирения» (Коран, сура «Аль-Исра», аят 24).

Недостаточно просто хорошего отношения к родителям, приятной речи, недостаточно даже не произносить слово «уф». Вместе со всем этим необходимо пытаться угодить им (смысл): «И преклоняй пред ними обоими крыло смирения» (Коран, сура «Аль-Исра», аят 24).

Помимо этого просите для родителей милость (смысл): «О мой Господь Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!» (Коран, сура «Аль-Исра», аят 24).

Это всё относится к отцу и матери. Такое положение установилось с приходом Шариата и сохраняется Исламом поныне. Всё, что касается уважения к родителям – и в общем, и в каких-то определённых аспектах, – вызывает признание, одобрение всех мусульман. Шариат требует хорошего отношения к матери и отцу от каждого.

В некоторых странах родители зачастую живут в домах престарелых, брошенные там детьми. Но в то же время многие люди в немусульманских странах с почтением относятся к родителям; есть те, кто видит оказание добра родителям важным делом в этой жизни. Люди различны в плане отношения к родителям.

Мусульманам необходимо поддерживать всё то, что соответствует Шариату, благоприятствуя этому и поощряя. Но в Шариате всё намного глубже относительно того, что было упомянуто. Есть связь благодарности родителям с благодарностью Всевышнему. Вспомним человека, который нёс на спине мать из Йемена до почтенной Каабы, совершая паломничество. Встретив Умара (да будет доволен им Аллах) возле Каабы, он спросил его: «Исполнил ли я свой долг перед матерью?» Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Не исполнил». Человек сказал: «Я нёс её на спине, я был для неё слугой, одевал её, помогал в омовении, следил за её чистотой». Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Всё, что ты делал, меньше одного её стона при твоём рождении». Как же быть с другими стонами? Это великий, выдающийся пример, взятый сподвижниками от Пророка (мир ему и благословение).

Благодаря этому мы узнаём, каким образом установлен изумительный порядок отношений. Мы читаем в достоверных сборниках, что однажды пришла к Пророку (мир ему и благословение) Асма (да будет доволен ею Аллах) дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), мать которой продолжала находиться в неверии и многобожии. Это было во время Худайбийского перемирия. Мать пришла в Медину, где находилась Асма (да будет доволен ею Аллах). Асма (да будет доволен ею Аллах) помогала Пророку (мир ему и благословение). Каждую ночь она приходила в пещеру и приносила еду Пророку (мир ему и благословение) и Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), не пропустив ни одной ночи.

Асма (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение): «Пришла моя мать, она многобожница, мне поддерживать с ней отношения?» Он сказал: «Поддерживай с ней отношения». Пророк (мир ему и благословение) узаконил права матери, даже если она многобожница. Коран ясно гласит об этом праве. Даже если родители не просто неверующие, а к тому же пытаются помешать ребёнку в соблюдении Ислама, необходимо хорошо к ним относиться, соблюдая их права, будь то отец или мать. Если они сражаются с тобой, призывая к многобожию, не подчиняйся им, но будь с ними добр в этой жизни. Не повинуйся им в многобожии и в грехе, но не будь халатным в проявлении добра, соблюдении их прав, в прислуживании им, во всём том, в чём они нуждаются.

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправлялся со сподвижниками на джихад, к нему обратился человек и попросил разрешения сопровождать их. Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Живы твои родители?» «Да», – ответил он. «Это и есть твой джихад», – сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) (хадис передал имам Аль-Бухари). Пока родители нуждаются, джихад их чада – рядом с ними. Ухаживай за родителями – это будет твоим джихадом.

Другой, оставив своих родителей в слезах, пришёл к Пророку (мир ему и благословение), чтобы принести ему присягу для присоединения к хиджре (джихаду). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вернись к ним и заставь их смеяться так же, как ты заставил их плакать» (имам Аль-Бухари). Он не принимал этих людей для похода на джихад, отправляя к родителям.

Это великие основы в соблюдении прав родителей. Каждый человек, достигший преклонного возраста, почитается по предписанию Шариата. Если родители – мусульмане, их почитают: «Одним из видов возвеличивания Аллаха является почитание мусульманина, обладающего сединами» (Абу Давуд, № 4843). Если же родители – немусульмане, достигшие пожилого возраста, им также помогают и почитают их, желая приближения ко Всевышнему. Как же прекрасен Шариат!

Теперь о том, к кому по Исламу более хорошее отношение. У Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения?» То есть дружбы, уважения, доброго отношения. Кто же этого более достоин? Друг, коллега, партнёр в торговле? Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Твоя мать». Благонравия, приятного обращения, хорошего отношения более всего на земле достойна мать. «А затем кто?» – «Твоя мать». – «А затем кто?» – «Твой отец» (имам Муслим). В третий или четвёртый раз спрашивающему ответили об отце. Матери отдано предпочтение, потому что она более всех исполнена любви. Она терпит боль и страдания при беременности, при рождении, в воспитании более всех. Хоть и велики права отца, но всё-таки прав у матери на хорошее отношение больше. Что касается обеспечения, благодеяний, то у матери в этом преимущество. Что касается почёта, уважения, то тут отдают предпочтение отцу.

Права обоих родителей очень почитаются, и их обязательно нужно соблюдать. Как же мы должны родителей почитать, если они мусульмане? Ведь они стали причиной твоего нахождения в Исламе и твоего наставления на путь Всевышнего. В Шариате велико положение прав родителей, соблюдение их прав и наставление к этому людей.

Да одарит нас Всевышний способностью оказывать добро родителям, детям и сделает нас предводителями наставленных и улучшит наши дела, как дела праведников! И вся хвала Всевышнему.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle