Идеал Ислама – искренность

27 Август 2009
3704

Идеал Ислама - искренностьТолько благодаря ихласу (искренности) человек может считаться истинным и искренним уверовавшим. Всевышний так говорит в Коране об искренности (смысл):

إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَاعْتَصَمُواْ بِاللّهِ وَأَخْلَصُواْ دِينَهُمْ لِلّهِ فَأُوْلَـئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا

«Кроме тех, которые раскаялись, исправили свои поступки, придерживались договора с Аллахом и проявляли искренность в религии Аллаха, таковые будут вместе с уверовавшими, и скоро Всевышний даст верующим великое вознаграждение» (сура «ан-Ниса'», аят 146, Тафсир Джалалайни, стр. 101).
В другом аяте сказано:

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

(смысл): «Им было велено лишь поклоняться Аллаху, будучи искренними Ему в религии» (сура «аль-Байина», аят 11).
Придерживаться искренности было велено в Священном Коране также самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха):

قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ

(смысл): «Скажи, о, Мухаммад, мне было велено поклоняться Аллаху, искренне исповедуя религию» (сура «аз-Зумар», аят 5).
Искренность, как сказал один из праведников, – это тайна между Аллахом и Его рабом, это то, что не могут записать ангелы и то, что не может испортить шайтан и чего не могут узреть люди.
Об искренности Всевышний упоминает и в священных хадисах: «Я больше, чем кто-либо, не нуждаюсь в сотоварищах. Кто совершит поступок для Меня и будет преследовать при этом какие-то другие цели, то Я никакого отношения к этому поступку не имею, Я чист от него и этот поступок будет ради того, ради кого он был совершен».
Когда наступит Судный День и Всевышний соберет первых людей и последних, то глашатай возвестит: «Кто придавал Аллаху в своих поступках сотоварища, тот пусть ищет за них вознаграждение у того, ради кого он этот поступок совершил. Воистину, Аллах более, чем кто-либо, не нуждается в этих сотоварищах».
Также, в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Всевышний Аллах не смотрит на ваши тела, не смотрит на ваш облик, а смотрит только на ваши сердца, и воистину дела будут оцениваться согласно вашим намерениям». Уместным будет и упоминание еще одного изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое заставляет нас лишний раз задумываться о поступках, совершаемых нами и о намерении в нашем сердце, когда делаем что-либо.
«Первым из людей, кого Всевышний будет допрашивать в Судный день – это человек, который стал шахидом (пал за веру) на пути Аллаха, Он воскресит его и напомнит ему все Свои милости, и Всевышний спросит у него: «Как ты поступил с благами, которые Я тебе дал?». Он ответит: «Я сражался ради Тебя и погиб на Твоем пути». Всевышний скажет: «Солгал ты, ведь сражался ты, чтобы люди говорили, такой-то очень храбрый, отчаянно сражается на пути Аллаха. И люди так сказали о тебе». Тогда этого человека повергнут лицом вниз и бросят в пламя Ада. Затем Всевышний будет судить человека, который изучал знания, читал Коран, и Аллах, напомнит все милости, которыми одарил его в этом мире, и он вспомнит их. Затем Всевышний спросит у него: «Что ты сделал с благами, которые Я даровал тебе?». Он ответит: «Я изучал знания, читал Коран ради Тебя». Всевышний скажет: «Лжешь ты. Ты изучал знания и читал Коран только ради того, чтобы сказали, такой-то хороший чтец Корана, знает столько-то. И это было сказано о тебе». И его повергнут лицом вниз и бросят в пламя ада.
Потом на суд будет представлен человек, который был богат и расходовал средства на пути Аллаха. Всевышний напомнит и ему все блага, которыми Он его наделил в этом мире и спросит: «Как ты поступал в отношении тех милостей, которые Я тебе даровал?», - «На всех направлениях, в которых есть Твое довольство, я расходовал свое имущество ради Тебя», - скажет он. Всевышний ответит: «Солгал ты. Ты расходовал имущество только ради того, чтобы сказали, что такой-то очень щедрый, расходует столько-то, и это было сказано, и ты получил свое». Тогда и этого человека повергнут лицом вниз и бросят в пламя Ада.
Обратите внимание на то, что такие величайшие поступки, как смерть на пути Аллаха, получение знаний, расходование средств на пути Аллаха, если в них нет искренности, то людям, совершающим таковое, грозит оказаться в числе первых, кого бросят в Ад». Да сбережет нас от этого Аллах!
Далее в этом хадисе говорится: «Будь справедливым в довольстве и в гневе».
Обычно как у нас происходит? Люди в достатке проявляют справедливость, а если их что-то не устраивает, то забывают о своем достоинстве.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то спросил у своих сподвижников: «Знаете ли вы, кто является банкротом?». Они ответили: «Банкрот это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Банкрот из моей уммы (общины) - тот, кто придет в Судный день с молитвами, постами, закатом, но он притеснил одного, ударил второго, оскорбил третьего, кого-то лишил имущества, и тогда Всевышний Аллах заберет все его благие дела (если есть) и отдаст тем людям, которых он притеснил и оскорбил. Если у него закончатся хорошие поступки, и ему больше нечем будет расплачиваться, то грехи этих оскорбленных и обиженных людей будут повешены ему на шею, и он с этими грехами будет повержен в Ад. Как велика справедливость Всевышнего Аллаха!».
В другом хадисе говорится: «Бойтесь мольбы притесненного, воистину, между молитвой притесненного человека и Аллахом нет никаких преград». Поэтому каждому человеку, особенно если он имеет отношение к власти, нужно придерживаться справедливости (тем более в работе, с подчиненными и с теми за кого он ответственен). Иначе, если не здесь, то на том свете этот человек получит величайшую кару.
К сожалению, слово «справедливость» все больше становится понятием, неподходящим и неприменимым в отношении людей. За последнее время оно теряет свой смысл, и мало о ком говорят, что он справедлив. Ведь людей, которые притесняют людей и не придерживаются справедливости, ожидает великое наказание. Всевышний говорит (смысл): «Воистину, для притеснителя я уготовил величайшее и мучительное наказание» (сура «Аль-Фуркан», аят 37). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Воистину, Аллах дает отсрочку притеснителю и откладывает с его наказанием, чтобы он опомнился и отказался от своего преступления. Однако же, если Всевышний начнет наказывать, то наказание будет длительным».
В хадисе говорится: «Будь умеренным в богатстве и в бедности».
В Коране говорится (смысл): «Всевышний не любит людей, которые расточительны», а также обращается к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) (смысл): «Не расточительствуй. Воистину те, кто расточительствуют – братья шайтанов» (сура «аль-Исра», аят 27). В хадисе сообщается: «Никогда не будет в тяжелом положении человек, который придерживается умеренности», то есть, будь он богат или беден, в любом случае в расходах мусульманину нужно держаться середины. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что есть три дела, которые спасают человека, и три дела, которые его губят. К первым относятся: справедливость в гневе и в довольстве; страх перед Аллахом, скрытый и явный; умеренность в богатстве и в бедности. Губят же человека такие поступки, как неуемная жадность и скупость; человеческая страсть; подчинение ей; самолюбие и довольство собой. Всевышний восхваляет людей, которые умеренны в расходах, не расточительствуют, но и не скупы.

Один из арабских поэтов произнес:

«Когда имущество к нам приходило сполна,
Мы расходовали его, мы были расточительны,
И не было у нас ума, чтобы задуматься над этим.
Когда лишились мы имущества, вернулся ум наш,
Однако не было уже у нас имущества».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.