Ислам в Бельгии

20 Август 2009
1210

Ислам в БельгииУроки закона божьего проводятся в бельгийских школах, что называется, испокон веков. Правда, раньше под законом божьим здесь подразумевался исключительно ка­толицизм, позже свои «часы» в шко­лах получили протестанты. Со временем неверующим и приверженцам других религий было предложено вместо религиозных уроков прослушать курс «Основы нравственности», а не так давно здесь начали проводить религиозные уроки для мусульман и иудеев.

Красноречивое свидетельство новой реальности - работа молодой марокканки Джами-ли Аффенас. Она преподает уроки ислама в начальной школе городка Лебеке. На уроках ислама у Джамили осваивают Коран первоклассники - выходцы из Марокко, Сирии и Боснии. Джамиля помогает им заучивать молитвы, рассказывает о пророках и постоянно подчеркивает, что ислам - религия мира. По словам директора школы Ферди Доше, весь педагогический коллектив прилагает много стараний, чтобы дети воспитывались в атмосфере миролюбия. Джамиля подтверждает, что детям-мусульманам в этой школе вполне уютно. Два раза в неделю они, как и другие учащиеся, изучают основы своей религии, а в остальном - учатся как все.

Сама Джамиля ведет уроки ислама, будучи одетой в хиджаб. Это не воспрещается. Правда, только на уроках ислама. В Бельгии религия отделена от государства, так что все преподаватели, исключая тех, кто ведет религиозные предметы, обязаны являться на работу в европейской одежде. Только поэтому Джамиля решила преподавать в младшей школе. Ее диплом позволяет ей работать и в средней, ведь помимо ислама она, согласно своему диплому, может преподавать еще фламандский язык и биологию. Но тогда ей пришлось бы снять хиджаб. Для Джамили такой шаг невозможен, а потому она предпочла ограничиться преподаванием ислама.

Между прочим, диплом преподавателя ислама молодая учительница получила в сугубо светском учебном заведении - Брюссельском институте имени Эразма. Вот уже больше пяти лет, как здесь открылось новое, уникальное во всей Европе отделение, готовящее учителей ислама. Курс дневного обучения рассчитан на три года. Помимо Корана, будущие учителя ислама изучают здесь педагогику, риторику, технику речи и другие общеобразовательные дисциплины. А полученный диплом позволяет им преподавать в школе не только ислам, но и еще два предмета по выбору. Это отличает учителей ислама, имеющих диплом государственного ВУЗа, от их коллег, прослушавших двухгодичный курс ислама под эгидой Исполнительного совета бельгийских мусульман и сдавших после этого экзамен на государственную лицензию преподавателей ислама. Возможно, именно широкий спектр открывающихся возможностей привлекает в институт Эразма абитуриентов-мусульман. Если пять лет назад на отделение ислама поступило всего несколько первокурсников, то в этом году их четырнадцать. Причем, в большинстве своем это девушки. Некоторые из них носят хиджаб и, по их словам, не собираются, поэтому, преподавать в школе ничего, кроме ислама. Если, конечно, правила не изменятся, добавляют они, уточняя, что надеются на отмену запрета на хиджаб для преподавателей нерелигиозных предметов.

А вот координатор обучения будущих учителей в институте Эразма Дирк Дилтьенс надеется на поддержку нового начинания своего ВУЗа в мусульманской среде. В общем, проблем еще много. Но движение навстречу друг другу явно началось.

Это движение заметно не только в сфере высшего образования. В большинстве бельгийских муниципалитетов давно уже созданы службы интеграции. Но если раньше они были заняты в основном адаптацией иммигрантов к бельгийским порядкам, то теперь стали готовить и коренное население к жизни в новом окружении. Именно такой подход наблюдается в городе Генте.

Для желающих здесь проводятся экскурсии в мечети и организуется посещение турецких семей. Для них устраивают встречи с беженцами и обучают национальным танцам, проводят лекции по истории эмиграции в Бельгию и угощают блюдами национальной кухни проживающих ныне в Бельгии народов.

Интересно, что служба интеграции при мэрии Гента устраивает «межнациональный ликбез» не только для школьников и студентов, но и для работников социальной сферы, государственных чиновников, полицейских, активистов различных политических партий. Одной из самых доходчивых форм межнационального просвещения здесь давно уже признана разборка так называемых «традиционных сундуков», в которых собраны предметы, типичные для культур разных народов мира всякие там чайники, веники, подушечки, коврики... Разобрав такой сундук вместе с сотрудником службы интеграции, коренные бельгийцы начинают лучше понимать традиции своих новых соседей, и уже не чувствуют раздражения, завидев по соседству вывешенный ковер или наткнувшись на рынке на необычный веник. Знания рождают взаимопонимание. А его власти Гента ценить умеют. Не зря в Бельгии им присудили специальный приз как самой человеколюбивой городской администрации в стране.

Приезжавших тридцать лет назад в Бельгии первых переселенцев из Турции и Морокко здесь ждала лишь самая черная и низкооплачиваемая работа.

Однако, со временем, со временем иммигрантам удалось изменить к себе отношение со стороны бельгийского общества. И сегодня мусульмане, а их число составляет около 6% населения 10-милионной Бельгии, имеют свои фирмы, занимают посты в корпорациях, служат в госучреждениях.

С недавних пор и в бельгийские школы пришла мода на всяческие интернациональные мероприятия фестивали, семинары, недели. Не обошла эта мода и школу с профтехуклоном в маленьком городке Синт-Никлаас. Набившие оскомину советским школьникам интернациональные мероприятия для бельгийских детей в новинку. Надо сказать, что и проводятся они здесь куда более изобретательно, чем когдато в СССР. Чего стоит одна только передвижная выставка «От алгебры до пижамы». Она открывает местным ребятам глаза на то, откуда взялись многие, казалось бы, привычные для бельгийцев вещи и понятия. К примеру, идея создания бумажных денег была взята европейцами у арабов, которые, в свою очередь, позаимствовали для этого бумагу, изобретенную китайцами. По Великому шелковому пути арабы привезли в Европу не только китайский шелк, но и свои ткани из хлопка, а также муслин и газ - чисто восточные диковинки. Именно арабы, а не французы создали первые духи. Фата для невесты, шаровары и до боли родная европейцам пижама - все это - тоже с Востока. А еще арабы первыми создали географические карты, научили европейцев накладывать гипс и делать кесарево сечение. И даже культовый для европейцев музыкальный инструмент - гитара - нечто производное от арабской лютни. Что уж говорить о цифрах, которые так и называются арабскими!

Организатор интернациональной недели в школе, преподаватель основ католической религии Вим де Пессемир, прокомментировал все происходившее так: «Раньше у нас не проводились такие мероприятия, потому что в стране было не так много приезжих. Иммигранты начали прибывать в нашу страну всего 25 - 30 лет назад. И теперь нам очень важно знакомить наших детей с другими культурами. Ведь недостаток знаний часто служит для нашей молодежи причиной проявления дискриминации и расизма. А этого в нашей школе мы очень хотим избежать».

Время покажет, насколько интернациональные недели в школах и интеграционные процессы в обществе повлияют на умонастроения в Бельгии и вообще - в Европе. Но одно ясно уже сейчас - мусульмане обретают там свое, особое место.

Марина Топтыгина

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.