Не заснет мусульманин сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед

23 Ноябрь 2009
7856

Не заснет мусульманин сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный соседВо имя Аллаха, Милостивого и Милосердного ко всем на этом свете и к уверовавшим - на Том свете!

Хотелось бы рассказать об отношениях между соседями, о которых Всевышний говорит в Коране, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сообщает в хадисах.

Ислам придаёт добрососедству большое значение.

Всевышний в Коране требует относиться к соседу доброжелательно:

وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالجَنبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالاً فَخُوراً

«Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев» (сура «ан-Ниса», аят36).

Подчёркивая важность, придаваемую в Исламе отношениям между соседями, Пророк (мир ему и благословение) повелевал людям хорошо относиться ко всем своим соседям, независимо от того, являются ли они родственниками или единоверцами.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Есть соседи трёх категорий – сосед, перед которым есть одно обязательство, сосед, перед которым есть два обязательства, сосед, перед которым есть три обязательства. Первый - это сосед немусульманин (зимми), второй - сосед мусульманин, третий - сосед мусульманин, являющийся родственником. Поистине, перед ним есть обязательство соседства, обязательство Ислама и обязательство родства».

Также в достоверном хадисе говорится:

روي عن عائشة -رضي الله عنها- أن رسول الله -صلى الله عليه وسلم- قال: "ما زال جبريل يوصيني بالجار حتى ظننت أنه سيورثه".

 «Джибриль не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников» (Аль-Бухари и Муслим).

Произнося свою историческую проповедь во время прощального паломничества, Посланник Аллаха также уделил соседству важное место:

. فعن أبي أمامة -رضي الله عنه- قال: "سمعت رسول الله -صلى الله عليه وسلم- وهو على ناقته الجدعاء في حجة الوداع يقول: أوصيكم بالجار حتى أكثر، فقلت: إنه يورثه" (رواه الطبراني ).

Абу Умама, сподвижник Пророка (мир ему и благословение), передаёт:

«Я слышал, как Посланник Аллаха, сидевший на своей верблюдице по кличке Аль-Джада, говорил во время прощального паломничества: «Я наказываю вам хорошо относиться к соседу!» - и он так много раз повторил это, что я сказал: "Поистине, он объявит его и наследником!" (Ат-Табарани).

Побуждая сподвижников к поддержанию добрососедских отношений, Посланник Аллаха говорил:

. قال رسول الله -صلى الله عليه وسلم-: "من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فليقل خيراً أو ليسكت" (متفق عليه). وفي رواية للبخاري: "من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فلا يؤذ جاره ".

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает благодеяния соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает хороший приём гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, говорит нечто благое или хранит молчание!» (Аль-Бухари и Муслим)

. قال -صلى الله عليه وسلم-: "خير الأصحاب عند الله خيرهم لجاره" (رواه الترمذ .

«Лучшие сподвижники перед Всевышним – те, что хороши для своих соседей».

Поистине, чувствительная натура истинного мусульманина не позволяет спокойно взирать на затруднения и нужду соседа, потому, что он помнит слова Пророка (мир ему и благословение):

.. قال -صلى الله عليه وسلم- : "ما آمن بي من بات شعبان، وجاره جائع إلى جنبه وهو يعلم" (رواه الطبراني والبزار (

 «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» (ат-Табарани и Аль-Баззар).

Имам аль-Газали писал: «Ты знай, обязательство перед соседом - это не только не вредить ему, это - перенесение его вреда».

Недостаточно переносить вред соседа, необходимо относиться к нему милосердно, помогать ему и делиться с ним благами, потому что в Судный День бедный сосед хватается за богатого соседа и говорит: «О мой Аллах, спроси его, почему он не помогал мне и закрыл свою дверь передо мною!?». 

Признаками уважения к соседу является милосердное отношение к его детям, встреча соседа с приветливым лицом, выдача ему в долг, когда он просит, посещение его дома, когда он болеет, помощь, когда он нуждается, выражение соболезнования, если его постигло горе и поздравление, когда пришла радость, охрана его семьи и дома, когда он отсутствует. Также не следует строить дом выше его дома, чтобы не ограждать прохладу ветра. Если мусульманин решил продать дом, то следует  предложить купить его в первую очередь соседу, а если он в поездке - подождать до его приезда, не продавать дом постороннему, кроме как с согласия соседа.

Передают, что Амр ибн аш-Шарид рассказывал, что после торгов Абу Рафи продал свой дом Саду ибн Малику за четыреста мискалей, после чего сказал:

«Если бы я не слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал, что сосед имеет больше прав, чем остальные - то не продал бы свой дом тебе».

Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Следует терпеть от соседа то, что не терпят от другого и относиться к нему, таким образом, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

Заглядывать в окно соседа, доставлять беспокой­ство запахом готовящейся пищи, делать неприятные ему вещи - всё это является нарушением прав соседей.

Передаётся от Абу Хурайры, что однажды Посланник Аллаха сказал:

قال رسول الله -صلى الله عليه وسلم-: "والله لايؤمن، والله لا يؤمن، والله لا يؤمن". قيل: من يا رسول الله؟ وقال: " الذي لا يأمن جاره بوائقه" (والبوائق: الغوائل والشرور) (متفق عليه ).

«Клянусь Аллахом - не имеет веры, клянусь Ал­лахом - не имеет веры, клянусь Аллахом - не имеет веры!». Досточтимые сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, кто не имеет веры?» Пророк (мир ему и благословение) отве­тил: «Тот, чей сосед не защищён от его вреда».

Ислам отличается великодушием и гуманностью, поскольку эта религия велит поддерживать связи с родственниками, даже если они и не являются мусульманами. Так, например, в хадисе, передаваемом со слов Абдуллы ибн Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение)  открыто, а не тайно, говорил:

«Поистине, семейство такого-то не является для меня близким, ибо мои близкие — это Аллах и праведные верующие, однако, (меня связывают) с этими людьми родственные связи и я буду поддерживать их должным образом» (Аль-Бухари и Муслим).

Когда были ниспосланы слова Всевышнего

«И увещевай своих ближайших родственников» (cура «аш-Шуараъ», аят 214),

Посланник Аллаха созвал курайшитов - и когда все они собрались, обратился ко всем собравшимся вместе и к некоторым из них в отдельности:

«О бану Абд Шамс, о бану Каб ибн Луай, спасайтесь от огня! О бану Мурра ибн Каб, спасайтесь от огня! О бану Абд Манаф, спасайтесь от огня! О бану Хашим, спасайтесь от огня! О бану Абд Аль-Мутталиб, спасайтесь от огня! Поистине, никак не смогу я защитить вас от Аллаха, однако, меня связывают с вами узы родства, и я буду поддерживать их должным образом!» (Муслим).

Умар, да будет доволен им Аллах, не посчитал зазорным подарить одежду, которую прислал ему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) своему брату по матери, являвшемуся многобожником (Аль-Бухари).

Поистине, счастье обеих миров кроется в следовании Пророку (мир ему и благословение) во всём. Он является маяком, на который следует ориентироваться во всех делах. Призывая людей следовать Пророку (мир ему и благословение), в священном Коране Всевышний говорит:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً (الأحزاب،٢١) 

Смысл: «Поистине, в Посланнике Аллаха - прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага Вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, 33: 21).

Истинный мусульманин следует Пророку (мир ему и благословение) в его словах, деяниях и состояниях. Всё это вместе взятое является Сунной. То есть, Сунна – это всё, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха, и всё, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного). В тафсире «Рух аль-баян» также сказано: «Следование Посланнику Аллаха является обязанностью каждого верующего».

Всевышний сделал признаком нашей любви к Аллаху и любви Аллаха к нам - наше следование Пророку (мир ему и благословение) и его Сунне, нашу жизнь по его примеру.

В священном Коране говорится:

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ (آل عمران، ۳١)

Смысл: «Скажи: если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда возлюбит вас Аллах и простит ваши грехи» (сура "алю-Имран, аят 31).

Затем поразмышляйте над этим аятом:

وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ (النساء، ١۳)

Смысл: «Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, введёт Он в Райские сады, где текут реки» (Коран, 4: 13).

Вся жизнь Любимца Аллаха, нашего Пророка (мир ему и благословение) - высочайший образец для людей всех рангов и состояний. Это образец и для юноши, который хочет найти верный путь в дружбе и в любви, и для совершенного человека, который отдаёт все силы распространению Ислама и способствует этому своими красивыми проповедями и умным словом, и для обладающего властью руководителя, который хочет применить свой талант в руководстве государством, и для образцового мужа, который заботится о семье и наставляет домочадцев, и для милосердного отца, любящего детей, и для талантливого, храброго полководца, опытного общественного деятеля, отдающего должное Создателю, поклоняясь Аллаху, и отдающего должное народу, для старающегося в совершенстве исполнить долг служения Аллаху и народу мусульманина, и для добропорядочного соседа, который всегда спешит на помощь соседу в случае нужды и радуется, когда приходит к нему радость. Пророк (мир ему и благословение) – идеал и образец для всех. («Фикх ас-сират». С. 22-23).

На сегодняшний день, братья и сёстры, мы далеки от таких поступков, к которым нас  призывал наш Любимец, и с кого мы должны взять пример. Мы должны быть впереди в совершении блага помощи родственникам, соседям, а не поворачиваться к ним спиной, когда они  нуждаются в нашей помощи.

Пусть Всевышний поможет нам быть дружелюбными друг ко другу - ведь нам этого так не хватает в наши дни, когда всё вокруг находится далеко от истины!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.