Знания и следование за учеными - спасение для общества

5 Октябрь 2009
4476

Знания и следование за учеными - спасение для обществаМусаб  ибн Зубайр своим сыновьям сказал: «Вы изучайте ильм (исламские знания). Если у вас будет материальный достаток, то ильм станет вашей красотой (украсит ваш нрав), а если не будет состояния, тогда ильм станет вашим имуществом (Аллах не оставит в нищете благодаря баракату ильма).

Хишам ибн Урват сказал: «Вы приобретайте знания, и, если являетесь особо не почитаемыми вашим народом, то станете уважемыми».

Никогда не предполагай свою достаточность (что не нуждаешься в ильме). Рассказывают, что однажды спросили Абдуллаха ибн аль-Мубарака, что бы он сделал (чем бы занялся) если бы получил от Всевышнего откровение, что покинешь этот мир сегодня ночью? Начал бы изучать ильм, так как Всевышний Аллах наделил нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) всеми благами и не велел просить увеличения, также Аллах  дал Пророку (мир ему и благословение) ильм и повелел увеличить его. Так говорится в Коране:

وَقُلْ رَبِّ زِدْنِي عِلْمًا

(смысл): «Ты скажи, Пророк: О Господь, увеличь меня знанием!» (сура «Таха» аят 114).

Исмасил ибн Абдаррахман ас-Суди сказал: «Ильм - это лучше, чем богатства этого мира, так как они уменьшаются при потреблении, а ильм наоборот увеличивается, обучая других. Ильм защищает, бережет его носителей от всяких бед и несчастий,  а имущество, наоборот, повергает хозяина в различные трудности и проблемы. Ильм подобен уличной лампочке, которой пользуется каждый и она от этого не уменьшается».

Случился спор среди неких людей о ценности ильма, чем материальное. Одна группа людей была уверена в превосходстве ильма над материальным состоянием, другая группа настаивала на том, что имущество ценнее, чем ильм (так как можно принести пользу ради Ислама и общества, используя материальный достаток). Они не пришли к единому мнению, пока не отправили человека с этим вопросом к Абдуллаху ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах). А его ответ был следующим: «Ты знай, что ильм ценнее, чем материальное состояние. Он обладает семью превосходствами:

  1. Ильм – наследство пророков (мир им), а имущество - наследство Фараонов и всяких несчастливых людей.
  2. Ильм бережет человека, имеющего его, а хозяин имущества вынужден охранять его.
  3. Всевышний Аллах дает имущество тому, кого любит и не любит, а ильмом наделяет только того, кого любит.
  4. Ильм не уменьшается раздачей (обучением других), а, напротив, увеличивается, имущество же уменьшается  расходованием.
  5. Носитель ильма не умирает (не забывают его из-за его хороших поступков) и его деяния не прекращаются до самого Судного дня и сопровождают его вечно, а хозяин состояния покидает этот мир и прекращаются его дела и его имущество достается другим.
  6. Носитель ильма не подвергают могильным мукам, и не тлеет его тело, а владельца состояния наказывают в могиле и тлеет его тело.
  7. Хозяину имущества учиняют допрос в День суда и требуют от него отчет за каждый дирхам (денежная единица), как заработал и куда израсходовал, а обладатель ильма получает за каждый вопрос, на который он отвечал, определенную степень в Раю, за каждую букву, которую он произносил, ему записывают как благой поступок, за каждую букву из Корана, которую он читал без омовения, вознаграждение как за десять благих деяний, а если в омовении прочитал, будучи не в намазе, за каждую букву вознаграждение ста благих деяний, в намазе если прочитает, то за каждую букву воздаяние тысячи благих дел».

Счастье людям ильма.

«В обоих мирах счастливы люди ильма,
Обещан им Рай навечно.

Ильм-почет, и носители его уважаемы,
Невежество - низость, и изгнаны они»
.

В следующих строках говорится:

«Оживление сердца – ильм, ты приобретай его,
Гибель сердца – невежество, ты отдаляйся его,

Лучшая провизия - богобоязненность, старайся приумножить,
Есть тебе достаток в этом наставление, воспринимай ты его»
.

Ты не думай, что невежды живы (их сердца), наоборот, они мертвы, их одежда подобна савану. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Подобает алиму поститься, когда люди в не посте, плакать, когда люди смеются, воздерживаться от речи, когда люди разговаривают, следовать строгости во всех делах, когда люди проявляют халатность, смешивание дозволенного и запретного (для отличия алима  от других)».

Не согласился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), чтобы человек, который знает и понимает, был подобным незнающему и непонятливому.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тот, у которого увеличился ильм и не увеличился зухд (отречение от мирского), не увеличивается кроме, как отдалением от Всевышнего Аллаха».

Разновидности ильма

Изучение ильма подразделяется на два вида: приобретенный и взятый от других.

Приобретенный – полученный посредством чтения и посещения уроков учителя.

Выслушанный – изучение посредством посещения собраний алимов, выслушивая их речи по всем вопросам, как мирским, так и загробным. Этого невозможно достичь без проявления любви, нахождения рядом с ними и, не задавая им вопросов. Как говорят: «Будь алимом, мутаалимом (учащимся) или любящим их. Невежду не оправдают ни на этом свете, ни в мире ином, так как он обманут в обоих мирах, ведь благодаря ильму человек получает почет и на этом свете, и на том». Еще говорят: «Тот, кто желает получить дунья (мирское), пусть занимается торговлей, а кто  желает ахирата (счастье в загробном мире), пусть отрешится от мирского, а кто надеется на счастье в обоих мирах, пусть изучает ильм». Кто покинет этот бренный мир, тот оставит здесь все, кроме ильма, который является его другом, его провизией, собеседником, матрасом и одеялом  в могиле.

Ильм – лучшая провизия!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто желает выйти в путь, пусть возьмет с собой провизию на дорогу».  А как же мы можем вступить на путь, ведущий в ахират (загробный мир), без провизии? Лучшей провизией является ильм, он выступает в качестве заступника, транспорта и его  тенью в Судный день. Также ильм будет заступником перед  ангелом смерти Азраилом, помощником во время допроса ангелов Мункара и Накира в могиле, нуром (светом) и собеседником в могиле, тяжестью на весах в Судный день, предводителем через мост Сират и открывающим ворота Рая.

Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ильм мне собеседник в одиночестве, друг в уединении, путеводитель при изумлении, советник возле друзей. Размышление в ильм приравнивается посту,  обучение ильму других равен ночному бодрствованию в поклонении. С помощью ильм мы узнаем о поклонении Всевышнему, достигаем познания правильного единобожия, узнаем об обязанности подчинения. Ильм – предводитель, а следование согласно ильму (амал) является следующим за ним, в нем счастье этого и того света».

Аз-Зухри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ильм дарует семь разных благ:

1.благородство, если раньше был нищим.
2. достаток в материальном состоянии, если был неимущим.
3. почет и мощь, если раньше был слабым, презрительным.
4. сила, если был слабым.
5. щедрость, если был скупым.
6. приближение, если был далеким от общества.
7. возраст, если даже маленький.

Предостережение

Ильм исламских ученых – наследство пророков, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Алимы (ученые Ислама) – наследники пророков». Разумный тот, кто соберет для себя богатства и величие ильма и его носителей, и  не посмотрит на них уничижительным взглядом, так как ильм - это почет, и обретает его только почетный человек. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто унизит алима, того Аллах унизит в Судный день». «Кто унизит алима, того Аллах унизит в Судный день перед народом». В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто унизил обладателя ильма, тот унизил меня, а кто унизил меня, тот унизил Всевышнего Аллаха, а кто унизит Его, тот попадет в Ад». В следующем хадисе говорится:  «Кто навредил алиму, тот навредил мне, а кто навредит мне, тот навредил Всевышнему, а кто навредит Аллаху, тому приготовлен Ад». Есть предание, что Всевышний Аллах сказал: «Вы не унижайте, не обижайте раба Моего, которого я наделил ильмом, Я его не унижал, когда давал ему ильм». «Ангелы расстилают свои крылья, чтоб проходили обладатели ильма и изучающие его, и оказывают им почет и уважение».

Ильм друг - проводник этого и того света.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда человек умирает, прекращаются его деяния (амал), кроме: 1)милостыня, за которую не прекращается вознаграждение (ров колодцев, возведение мостов и.т.п.), 2) ильм, которым пользуются люди, 3) хороший ребенок, который делает ему дуа».

Другой хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) гласит: «Тому, кто вступит на путь, на котором изучают ильм, Аллах облегчит путь в Рай».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) по поводу исчезновения ильма говорит следующее: «Всевышний не отнимает ильм, так как отнимает что-то другое, но забирает ильм, убирая алимов (ученых). Когда не останется алимов, люди возьмут в главари невежд, они будут им задавать вопросы, а те будут отвечать, хотя не знают правильного ответа, тем самым заблудятся сами и собьют с пути других».

В хадисе, переданном от абу-Дардаа, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Кто вступит на путь изучения ильма, того Аллах направляет на путь, ведущий в Рай. Прощения грехов алимов просят все твари земель, небес и в воде. Пророки (мир им) не оставили в наследство ни дирхама, а оставили только ильм, и тот, кто возьмется за него, тот взял всецелое».

Вознаграждение за ильм

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто встал на путь изучения ильма, на пути Всевышнего Аллаха, пока не вернется». «Тому, кто изучал ильм, это будет искуплением предыдущих его грехов». «Кто умер, изучая ильм, тот умер смертью павшего в сражении с неверными (шахид)». «Кто покинет этот мир во время изучения ильма до достижения своей цели, тому Всевышний Аллах посылает ангела, обучающего его до самого Судного дня».

В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто желает посмотреть на тех, кого Аллах освобождает от ада, пусть посмотрит на мутаалимов (изучающие ильм)». «Даже ленивый мутаалим почтеннее перед Аллахом, чем тысячи абидов (поклоняющиеся)». «Опора народа – алимы».

В другом хадисе  Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Семь дней ухода за алимом приравниваются к семитысячному служению Всевышнему и Аллах дает за каждый день воздаяние павших за веру на пути Аллаха».

Польза ильма

Абу бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Иблис стоит перед тобой, эго с правой стороны, страсти с левой, все мирское позади тебя, части твоего тела вокруг тебя, а Господь наблюдает за тобой. Страсти зовут тебя удовлетворить их, мирское призывает предпочесть его ахирату, тело зовет к совершению грехов, а Всевышний призывает в Рай и к покаянию.

Без ильма человек не догадывается, не узнает обман этих вещей и не бывает уверенным от заблуждения, так же не приходит человек к раскаянию и не попадает в Рай без ильма (не изучив его).

Яхья ибн Мааз сказал: «Ильм – путеводитель деяний (амала), понятливость – оболочка ильма, разум – предводитель благ, страсти – транспорт грехов, имущество – накидка горделивых и дунья (мирское) – рынок ахирата (иного мира, в котором мы сможем заработать для ахирата)».

Благополучие  в ильме

Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если бы не Будалаи , провалилась бы земля вместе со всем, что на ней держится, если бы не праведники (свалихуны), погибли бы грешники, а если бы не алимы, то все люди стали бы подобны животным».

Халиф Умар  (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разум не уместен без набожности, а почет без ильма».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Благополучие этого и того света заключается в ильме, поклонении, дозволенном уделе (ризк), проявлении терпения в трудностях и в благодарности за благо (нимат)».

Обращаясь к сатане, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) спрашивает: «Кто твои враги?». «Ты, о, Мухаммад! Алим, следующий своим знаниям, и носитель Корана (чтец Корана или знающий его наизусть» - отвечает проклятый Аллахом.

Ильм возвышает степень собаки

Ильм полезен даже уличной собаке. Заботятся,  оказывают уважение, не убивают обученную собаку из-за наличия в  ней особенности, подобной ильму (его обученность). Абу Бакр ар-Рази сказал: «Мудрость в почитании ильма и его людей заключается в следующем: нет более почтенного существа на этом и том свете, чем человек, и нет более низкого существа после свиньи, чем собака. Всевышний разрешил дичь, пойманную собакой - самым низким творением, человеку - самому лучшему творению Аллаха. Как и гласит аят Корана:

يَسْأَلُونَكَ مَاذَا أُحِلَّ لَهُمْ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَمَا عَلَّمْتُمْ مِنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللَّهُ فَكُلُوا مِمَّا أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ

(смысл): «Тебя будут спрашивать, о, Мухаммад, о том, что вам разрешили принимать из пищи. Скажи, что вам разрешена приятная пища из дичи, пойманной животными, которых вы обучали охоте, так как вас обучил Всевышний Аллах этикету охоты. Это собаки или птицы. Кушайте то, что поймали они для вас» .

Тогда как ценность ильма распространяется на обученных собак, возвышая их ценность, от остальных уличных собак, дозволяя пойманное ими почтенному уверовавшему в Аллаха, какой же будет почет ильма, если он  будет в уверовавшем человеке? Ценность ильма не может знать никто, кроме Всемогущего Аллаха.

Алимы – лекари

Абдуллах ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Все люди – больные, кроме алимов, которые – лекари. Кто желает выздоровления, пусть приближается к алимам. Смотреть на них – ибадат, ходить вместе с ними – почет, принимать пищу вместе с ними – исцеление, так как они - люди, которые их сидельцы не становятся несчастными никогда. Кто будет охранять их, сам будет охраняемым, а кто станет губить им, сам попадет в большое несчастье».

Еще говорят, что алим подобен продавцу благовоний: если он подарит духи, то польза этого ясна, а если он скупится, то почуешь приятный запах и все-таки получишь пользу. Так и алим: если он обучит чему-нибудь, то польза этого понятна, а если не принесет пользы, то хотя бы получишь его благодать (баракат).

Алимы подобны плодоносным деревьям

Алим подобен плодоносному дереву - каждый раз, его уроки - плоды этого дерева. А если не обратишься к алиму, то ничего не получишь от него, не упадет в руки плод.

Алим похож на пчелу, которая выделяет мед – лекарство для людей, так от алимов исходит ильм, являющийся лекарством для грешников.

Алим, не следующий своим знаниям, подобен больному лекарю

Абдуллах ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Алим – лекарь в религии, а дирхам - болезнь, если врач будет притягивать к себе болезнь, как он сможет лечить других?».

Рабиатуль Адавият ответила Хасану аль-Басри, воспевая следующие строки:

«Небогобоязненный, который велит людям бояться Его,
Подобен больному лекарю, лечащему других».

А Хасан аль-Басри в ответ воспел:

«Ты не смотри на мои деяния, а возьми мой ильм,
Он даст тебе пользу, а мои ошибки тебе не вредны».

 

(Группа хороших (свалихинов) людей по одной версии состоит из 30 человек, а по другой из 40,  ради которых Всевышний хранит землю.)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.