Выученные в детстве знания, как высеченный узор на камне

12 Ноябрь 2009
4849

Выученные в детстве знания, как высеченный узор на камнеРодители обязаны обучать адабу (этикет), воспитывать детей и отправлять их к учителю, когда исполнится им четыре года, четыре месяца и четыре дня.

Если отец не обучает детей правилам поведения  и не отправляет его на обучение к учителю, то невоспитанность проявляется во всём, и особенно в речи. Невоспитанный ребёнок теряет способность принимать ильм, природную готовность к принятию его, в результате чего появятся следы невежества и совершения разных видов грехов. Это может передаться и отцу, и он получит наказание за такое поведение. Как говорится в священном хадисе: «Каждый из вас пастырь и каждый в ответе за его паству» (Муслим, Бухари). Так как рождение в Исламе, наличие природной способности принятия, понимания  знаний (ильма) и приобретение остальных земных и потусторонних благ и их потеря - всё происходит в результате воспитания отца. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Человек рождается в Исламе (мусульманином), но родители превращают его в иудея, христианина или огнепоклонника» (Аль-Бухари). Каждый ребёнок рождается со способностью принимать ильм, однако родители делают его невеждой. Если сын получит правильное воспитание, этику поведения, ильм и все остальные блага этого и того света, то это всё получат и его родители. Как  говорится  в священном хадисе: «Когда умирает сын Адама, то все его деяния за исключением трех исчезают - милостыня, польза которой не прекращается после его смерти (как построенные мосты, проведённые воды и т.д.), ильм, от которого получают пользу, хороший ребёнок, который молится (делает дуа) за него».

Ценность обучения ребёнка чтению Корана

Некий человек подошёл к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и спросил его: «О, Посланник Аллаха, какое вознаграждение получает человек, обучивший своего ребенка читать Коран?». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «Коран – речь Всевышнего и нет предела вознаграждению за обучение его». В это время прибывает ангел Джабраил и обращается к Пророку: «О, Мухаммад! Творец всех созданий передаёт тебе салам и следующее: «Научить своего ребенка читать Коран приравнивается к совершению хаджа десять тысяч раз, освобождению десяти тысяч подданных из сыновей Исмаила (мир ему), кормлению десяти тысяч голодных, бедных мусульман, раздавшему одежду десяти тысячам неодетым мусульманам. За каждую прочтённую букву из Корана записывают десять вознаграждений и смывают десять плохих поступков. Коран сопровождает его в могиле и до Судного Дня. Коран выступает доводом перед Всевышним и не покидает его, пока его не введут в Рай».

Чему должен обучить отец ребенка?

Каждому мусульманину обязуется привить своему ребенку красивую и правильную речь. Предостеречь его от привыкания к нецензурной речи и того, что не приносит пользу. Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Уважайте своих детей, и улучшайте их поведение (адаб)». Далее следует обучать детей этике – нельзя зевать при людях, как пить воду или снимать обувь, как сидеть с людьми и вставать, когда придут старшие, открывать дверь, когда они выходят и другое. Человек растёт таким, каким его воспитали в детстве. Он прочно запоминает все слова и действия, услышанные и увиденные в детстве. Поговорка гласит: «Выученный ильм в детстве как высеченный узор на камне».

Обязанности мутаалима (ученика)

  1. Проявление уважения к учителю.

Ученику следует следовать всем велениям учителя кроме запретных.  Уважать ильм, его носителей и учителя. Не получит ильм и его пользу не возвеличив ильм, его людей и особенно своего учителя. Как говорят, «Не достиг, кто получил высокие степени кроме как, проявив уважение, и не потерял тот, кто потерял какую либо степень, не оставив уважение». Еще говорят, что уважение лучше, чем поклонение. Разве не очевидно, что не попадают  в неверие, совершив грех, но можно впасть, если совершивший этот грех будет считать маловажным и незначительным.

А уважение к ильму – уважение учителя. Сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я раб того, кто обучил меня одной букве». «Кто обучил меня одной букве, тот сделал меня своим рабом, и, если захочет, продаст меня или возьмёт в услужение».

Как прекрасно сказано:

Я считаю самым достойным почитанием уважать муалима,

И самым обязательным для каждого.

Муалим достоин принести ему дары

За каждую букву - тысячи дирхамов.

Аль-Халвани сказал: «Я приобрел всё, что имею из ильма, благодаря муалиму».

  1. Обрадовать  учителя.

Ученик должен искать довольство муалима, показывая свою простоту, проявляя любовь к нему, читая дуа (молитву) за него, ухаживая за ним и помогая ему во всём.

  1. Долг перед учителем важнее, чем долг перед родителями.

Ученику следует скорее выполнить обязанности по отношению к муалиму, нежели по отношению к родителям и остальным мусульманам. Как говорит Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Лучший из родителей тот, кто обучал тебя». В другом хадисе говорит Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Ваш учитель - ваш отец, так как он подобен родителю своим детям». Если отец является причиной жизни, которая исчезнет, то учитель - причина вечной жизни и поэтому надо его уважать.

Еще говорят, что отцы бывают трёх видов: отец, который вырастил; отец, который родил; и отец, который обучил тебя (учитель), и предпочтительней из них тот, кто обучил.

Яхья ибн Мааз сказал: «Учитель более значим, чем родители, так как родители сохраняют от мирского ада (его бед), а учитель спасает от ада ахирата». Есть предание, что спросили у Искандера: «Зулькарнайн,  почему ты уважаешь учителя больше, чем своих родителей?». А  он ответил: «Потому что меня родители впустили на эту землю (родили), а учитель поднял меня оттуда на небеса».

Ученику следует не скупиться отдавать что – либо из своего состояния учителю. А некоторые ошибки учителя пусть истолкует он к хорошему. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Отнести деяния мусульманина,  заподозренные в грехе - это более близкое к спасению, счастью».

Не пристало ученику смеяться, играть и отвлекаться, когда он на уроке, а то умрёт его сердце. А бесполезные споры в ильме приведут его к заблуждению и надоедливости.

  1. Бережное отношение к книге.

Проявление уважения к ильму является уважение к книгам ильма. Ученику  не следует книгу брать в руки без омовения, ставить там, где наступают ногами, тафсиры ставить над всеми книгами, и над ними не ставить ничего другого.

  1. Соблюдать этику (адаб) учителя.

Ученику не подобает ходить наравне с учителем, сидеть там, где он обычно сидит, начинать речь  в его присутствии без его дозволения.    Задавать ему вопросы, если он утомился. Одним словом,  он должен вести себя так, чтобы учитель был доволен, и остерегаться поведения, который вызывает его гнев.

Почитать учителя значит и уважать своих  сверстников-одноклассников, уважать детей учителя и всех, кто связан с учителем. Автор книги «Хидаят» рассказал, что один из больших имамов Бухары, читая лекцию, то вставал, то опять садился. Люди спросили, в чём дело? А он ответил, что  на улице с ребятами играет сын его учителя, и когда он подходит к дверям мечети, он его видит и встаёт.

Заискивание порицается везде, за исключением ильма, там приветствуется принижение себя перед учителем и сотоварищем по учёбе. Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мягкость, кротость – украшение ильма, а покорность, смиренность – украшение мутаалима». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Характером мумина не является заискивание, кроме в изучении ильма».

  1. Делать хорошее дуа учителю и помогать ему.

Ученику следует делать хорошее дуа за своего учителя и про себя, и вслух, ухаживать за ним и помогать ему. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тот раб Аллаха, кто обучится у другого раба Аллаха одному аяту из Священной Книги, его раб». Тогда не подобает ему оставить помощь ему, и избрать над ним другого. А если он сделает это, то он испортил все, что получил от него.

  1. Соблюдение чистоты.

Ученик обязан очистить свой нафс (эго) от непристойных черт характера. Как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Ислам основан на чистоте». Это  касается не только одежды, но и сердца. Это подтверждает и следующий аят:

إِنَّمَا الْمُشْرِكُونَ نَجَسٌ

(смысл): «Многобожники – нечисть, так как их сердца отвратительны, омерзительны и грязны». (Сура «Ат-Тавба», аят 28).

В этом аяте Всевышний разъясняет, что нечистота  может быть не только на одежде. Кто не очистил свой нрав, тот не способен принимать полезный ильм и не освещается его светом.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.