В общении друг с другом мы больше всего нуждаемся в прощении. В хадисе сказано: "Прости человека, который сделал тебе зульм (зульм - угнетение, притеснение. - Ред.)".
Порой мы не прощаем и одного бестактного слова. Одного лишь слова бывает достаточно для того, чтобы поставить печать вражды на дружеские отношения. Иногда человек всю жизнь не забывает слов, сказанных без злого умысла. И если мы не можем простить друг другу даже слова, то, что говорить о других, более серьёзных вещах!
Умение прощать - качество уверовавших людей, шейхов и авлия. Всевышний в Коране говорит (смысл): "Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных" (сура "Аль-Араф", аят 199).
Люди не прощают другим малейшего проступка, в то время как себе прощают всё.
Сегодня на пути даавата, т.е. на пути призыва к Исламу мусульманам - ни молодым, ни пожилым не приходится терпеть и сотой доли того, что вынесли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижники. Каких только унижений не терпел он от своих близких, от родни. Его выгнали из дома. Один из врагов Аллаха даже попытался задушить его во время молитвы.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) переселился в Медину. Спустя несколько лет он вернулся в Мекку в сопровождении войска сподвижников и с оружием в руках, как победитель. Те, кто объявляли войну Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!), ожидали казни и кровопролития, потому что в истории войн ещё ни один полководец не поступал иначе. Они в ужасе ждали наказания. Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вошёл в родной город с опущенной головой. И не поднимая глаз, спросил своих вчерашних врагов: "Как вы думаете, что я собираюсь сделать с вами?". Ему ответили: "Ты, конечно, сделаешь только хорошее". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Нет к вам никакого упрёка. Да простит вас Аллах!". Всевышний в Коране говорит об этом качестве Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) (смысл): "По милости Всевышнего ты проявил мягкость. Это милость Аллаха. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они бы разбежались во все стороны. Проси у Аллаха прощения для них". После этого бывшие враги Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) начали толпами принимать Ислам. В этом рассказе есть большой урок и назидание для тех, кому приходится призывать людей к Исламу.
Во время одной из битв Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) присел отдохнуть в тени дерева. Незаметно к нему подкрался неверный с саблей в руках и спросил: "Кто же тебя сейчас защитит от меня?". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: "Аллах". И в тот же момент из рук врага выпала сабля, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), взяв её в руки, спросил: "А кто тебя защитит от меня? Скажи: нет бога кроме Аллаха!". Неверный отказался произнести эти слова, но обещал больше не воевать против мусульман. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) отпустил его. Тот же, вернувшись к своим, сказал, что он пришёл от самого лучшего человека, ибо он не ожидал прощения.
Анас (да смилуется над ним Аллах) рассказывает, как к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) пришла иудейка с отравленным мясом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) через ангела узнал об этом и не стал есть. Он сказал той женщине, что её мясо отравлено. Иудейка ответила, что это действительно так, и она пришла умертвить Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) же сказал лишь, что Аллах не допустил бы этого, и отпустил злодейку.
Людей, которые прощали, в Судный день будут называть "ахль уль хак" - обладателями достоинств высокой степени. В хадисе сказано: "В Судный день раздастся голос: «Айна ахль уль хак (т.е. где те, которые прощали)? Обладатели высоких достоинств, входите в Рай». И тогда отзовутся те, которые прощали".
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) запрещает мусульманам находиться в ссоре более трёх дней. Он говорит: "Лучшим является тот, который отправляется к другу с приветствием, прекратив тяжбу, и он будет возвышен перед Аллахом".
Что же касается авлия и досточтимых людей, то им всем была присуща эта черта. Хотя к себе они были очень суровы, не прощая себе ни малейшего прегрешения. Сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) гневался лишь в том случае, если люди в своих делах переходили границы закона Всевышнего.
Я встречал многих людей, не находящих оправдания другим, совершающим грехи, хотя сами они погрязли в грехах. Себя они прощают, не замечая своих грехов.
Хатимул Ассам говорит, что несправедливостью является ненависть к людям, ослушавшимся Аллаха, в то время как ты не проявляешь ненависти к своей душе (нафс), если она ослушалась Аллаха. Известному вали Абу Язиду Бастами при поминании Аллаха не подчинилось тело, поэтому он в течение года не пил холодную воду, наказывая тело за лень и ослушание.
Умением прощать отличались и имамы. Имам Малик был несправедливо наказан правителем: его били плетью по голове. И он говорит, что с первым ударом плети он простил того, кто бил его. Имам Ахмад поступил так же в подобной ситуации.
Нам приходится многое прощать нашим женам, да и жены прощают нас. И лишь те, кто не способен простить, прибегают к разводу. Без существенных причин разрушаются семьи, где муж и жена не способны простить друг друга даже в мелочах, не задумываясь о судьбе детей. Молодой человек даёт развод только лишь потому, что не обладает терпением (сабр) и способностью прощать.
Каабул Ахрар говорит: "Тому, кто будет терпелив к неприятностям, причиняемым женой, Аллах даст столько благ, сколько дал пророку Аюбу. А та жена, которая проявит терпение к грубостям своего мужа, будет одарена таким вознаграждением (ажр), который был дарован Асият".
Часты случаи, когда благодаря прощению удаётся избежать больших неприятностей.
Дай всем нам, Всевышний, украситься таким высоким качеством, как прощение, и да простит Он нас всех! Амин.