Мне рассказывал один наш современный учёный, что было время, когда между мусульманами разгорались споры о том, какого цвета была собака «Людей пещеры» (Асхабуль кахф). Споры доходили до того, что многие переставали общаться друг с другом. И всё из-за того, что не могли договориться по поводу пола, окраски или породы. Смешно, да? Да, и печально и смешно. Обидно бывает, когда узнаёшь, что нас можно рассорить с такой лёгкостью. Но еще обидней осознавать, что и сегодня мы не слишком-то отстаем в подобных спорах от тех спорщиков. Когда мы наблюдаем за детьми, которые дерутся из-за игрушки, мы смеёмся над ними и говорим: «Дети... Какие же они ещё неразумные!» А когда касается нас самих, то эгоизм и шайтан отдаляют от нас рассудок, и опьяненные ненавистью друг к другу, некоторые «братья» готовы даже убить друг друга, обвинив в самом тяжком грехе. Чаще всего грехом считается несогласие. За такой «грех» у нас убивают, ведь мы – дагестанцы, горячий народ!!!
Давайте затронем вопросы, в которых есть «разногласия» между некоторыми братьями. Поговорим о намазе. Есть в намазе моменты, которые не дают покоя некоторым нашим братьям по вере, и попробуйте только не согласиться с ними в этих вопросах...
1) Начнём со слов «Раббаль алямин».
Это слова последователи мазхаба имама аш-Шафии говорят после чтения суры «аль-Фатиха» в намазе. Рядом с вами в мечети может стоять мусульманин, который, совершая намаз, после чтения «аль-Фатиха» скажет просто «Амин», не добавляя слова «Раббаль алямин». Но не в этом проблема. Проблема возникает тогда, когда этот человек начинает спорить, называя всех тех, кто говорит слова «Раббаль алямин» заблудшими и «мубтадиами». «Вы не следуете сунне Пророка !» – громким голосом будет утверждать он. Мы же отвечаем ему: «Мы следуем за имамом аш-Шафии, который наиболее лучше понимает сунну Пророка , чем ты. Ведь имам аш-Шафии говорит в своей книге «Аль-умм», в разделе «Чтение суры аль-Фатиха», что желательно после слова «Амин» говорить «Раббаль алямин». Но нет. Мы не сможем его переубедить, вести с ним диспут бесполезно. Да и он в свою очередь думает, какие же мы невежды, хотя сам ничего, кроме брошюры неизвестного происхождения, не читал на своём веку.
2) Другое неудобство ощущается, когда сосед по намазу начинает топтать тебе пальцы на ногах.
Казалось бы, терпимо, но и этот тоже начинает доказывать, какой он истинный мусульманин и какой ты заблудший. «В хадисе говорится так, там написано так…», кричит. Стараешься его успокоить: «Брат мой, мы научились совершать намаз с книг таких выдающихся учёных, как Мухаммад-тахир Карахи, Ибн-Хаджар, Ан-Навави и т.д. Они пишут, что нежелательно расставлять ноги на расстоянии шире пяди, ибо это приводит к тому, что плечи молящихся не смыкаются, а это может привести к потери вознаграждения за коллективный (джамаат) намаз. Но если расстояние между ногами будет равно пяди, что соответствует Шариату, то между плечами не образуется зазор и от коллективного (джамаат) намаза все получают полноценное воздаяние. Более того, если совершающему намаз мешает даже чтение Корана, то и оно останавливается, пока тот не закончит совершать намаз. А ты, брат, мешаешь совершать намаз своему брату по вере. Запрещено (харам) мешать совершающему намаз». Но и тут наши старания тщетны. Но больше всего поражает враждебность этого человека по отношению к словам учёных, и только из-за того, что звучат они не в его пользу.
3) И, наконец, шевеление пальца при чтении Ташахуда (сидя).
Ну шевелил бы наш уважаемый брат своим пальцем на здоровье и оставил бы нас в покое. Нас, которые прочитали в книгах по мазхабу Аш-Шафии (Махали, Тухфат, Равза и т.д.) о том, что палец следует чуть приподнять и держать в таком состоянии до конца Ташахуда или до завершения намаза. Также мы читаем в этих книгах, что нежелательно напрасно шевелить пальцами в намазе. Но и после столь ясных объяснений мы не можем придти к согласию. Представьте себе, что иноверец, интересующийся Исламом, проходит мимо мечети и видит шум и спор. Он спрашивает у стоящего в толпе наблюдателя: «Что случилось? О чём они так возбуждённо спорят?» И каково будет его удивление, если он узнает, что мусульмане готовы перегрызть друг друга из-за пальца?
Теперь, уважаемые братья и сёстры, вспомните, как вы относитесь к детским спорам и сравните с ними наши разногласия, приводящие нас к вражде. Все затронутые в этой статье вопросы – это желательные действия (сунна) в намазе. А сеять вражду между мусульманами, заводить споры запрещено (харам).
Пусть Всевышний огородит нас от бесполезных раздоров и вселит в наши сердца уважение и любовь друг к другу! Амин.
Преподаватель Чиркейского института им. Саида-афанди, факультет теологии