Борьба между вечным и бренным

17 Апрель 2010
4192

Борьба между вечным и бренным мирамиБренный мир (дунья) - это пашня вечного мира (ахирата) и путь, ведущий к нему, и человек не достигнет ахирата, не пройдя путь дунья. И кто что посеет в дунья, тот найдет в ахирате воздаяние за сделанное. Как сказано в Коране (смысл): «И кто сделает добра весом в пылинку, тот увидит это, и кто сделает зло весом в пылинку, тот увидит это».

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ .وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ (سورة الزلزلة 7-8)

Дунья является местом усердия и работы, ахират же местом воздаяния и милости и, несомненно, работа лучше, чем воздаяние, ведь известно, что покойные желают вернуться в этот мир, чтобы творить богоугодные дела, так как они видят воздаяние, которое получают благочестивые люди. И если раб скажет: «Да проклянёт Аллах этот мир!», то дунья скажет: «Да проклянёт Аллах грешащих во мне!». Известен такой случай: один человек поругал этот мир в присутствии Али ибн Абу Талиба, тогда он сказал: «Дунья - место благочестия для благочестивых и место спасения для тех, кто способен понять это, и место богатств для тех, кто способен извлекать их, это ещё и место ниспослания откровений Аллаха и место молитв ангелов и мечеть пророков (мир им) и место извлечения прибыли для его приближённых рабов, они достигают милости Аллаха и Рая».

Те же, кто утверждает, что ахират лучше, чем дунья, приводят в доказательство следующее: поистине дунья, даже если и велика его степень и многочисленны его преимущества, в конце концов, не вечен. Ведь известно, что вечное и постоянное превосходит преходящее и смертное. В ахирате верующих ожидает вечность в Раю и пребывание среди милостей Аллаха и среди гурий, уготованных им, а самой же величайшей милостью Аллаха является лицезрение Его лика. А также и другого, чего не видел глаз, не слышало ухо и о чём не помышляло сердце человека. Обо всём этом надо постоянно помнить.

Амру ибн Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы спросили посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Кто лучшие и наипочтенные из людей?». Он сказал: «Каждый чистый сердцем и правдивый языком». Мы спросили: «А кто после него?». Он ответил: «Кто живёт в этом мире, а любит ахират». Мы спросили: «А кто после него?». Он сказал: «Благонравный верующий».

Быть отшельником в этом мире не значит, что нужно бездельничать и ждать подаяний от других, рассчитывая на сострадание.

В Коране говорится: (смысл) «Когда будет завершена пятничная молитва, разойдитесь по земле и ищете милости Аллаха».

فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ (سورة الجمعة آية 10)

В другом аяте говорится: (смысл) «Так ходите же по просторам её и вкушайте из удела и непременно к Аллаху возвращение».

فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ (سورة الملك آية 15)

В этих двух аятах говорится о повелении Аллаха, которое требует от рабов Его заниматься ремеслом, которое прокормит их и их семьи. Так как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) одобрял занятие каким-либо ремеслом, говоря: «Правдивый торговец воскреснет в Судный День вместе с праведниками и павшими за веру». И ещё он сказал: «Девять из десяти частей удела находятся в торговле». Также Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Воистину Аллах любит верующего ремесленника», «Лучшие из зарабатывающих - ремесленник и рабочий, когда они честны». Умар Асхаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет места, умереть в котором более желанно для меня, чем место, где я буду заниматься торговлей, покупая и продавая ради моей семьи. И умереть для меня в торговом путешествии дороже, нежели умереть на пути Аллаха шахидом, т.к. Всевышний в Своей книге поставил на первое место людей, которые ищут ризк (удел) Аллаха в путешествии, а потом сражающихся на его пути».

А когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) переселился в Медину и призвал её жителей заниматься ремёслами, к нему пришла женщина с плащом и сказала: «Я соткала его для тебя, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)» и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) обрадовался и поцеловал плащ в знак одобрения её ремесла.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) также одобрил и земледелие, сказав: «Если мусульманин посадит саженец или засеет поле и поест из него человек, животное или птица, то ему воздастся за это как за милостыню».

من غرس غرسًا أجرى إليه أجر ما غرس ما أكل منه من إنسان أو طائر أو دابة (جامع الأحاديث 23006)

Достоверно известно, что когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встретил Сада бин Муаза и увидел, что ладони его огрубели от работы, он сказал: «Эти две ладони любит Аллах и его Посланник (салляллаху аляйхи васаллям), и не коснётся их огонь. Потом он поцеловал его руку, проявляя уважение к работе и к ремеслу и одобряя работающих».

Лукман Аль-хаким завещал своему сыну: «О мой сын, воспользуйся дозволенной работой, чтобы не впасть в бедность. Воистину тот, кто впадёт в бедность, не избежит трёх вещей: слабости в религии, слабоумия, потери человеческого достоинства. Но хуже этого унизительное отношение людей к нему».

Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пусть никто из вас не сидит, отказываясь от поиска пропитания, говоря: «О Аллах, даруй мне». Ведь известно, что небеса не прольются золотом или серебром. Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мне неприятно смотреть на человека, не занятого ни делами ахирата, ни делами этого мира». Разве недостаточно в качестве восхищения работой того, что все пророки (аляйхим салям) были занятыми людьми. К примеру, Адам (аляйхи салям) был земледельцем, Нух (аляйхи салям) - плотником, Идрис (аляйхи салям) был портным, Ибрахим (аляйхи салям) торговал тканями, Исмаил (аляйхи салям) был охотником, Давуд (аляйхи салям) изготавливал кольчуги. Сулейман (аляйхи салям) изготавливал корзины, Исхак, Якуб, Шуайб и Муса (аляйхим салям) были пастухами, а пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) был пастухом, торговцем и был борцом за веру. Также и асхабы Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) были занятыми людьми. В качестве примера приведём Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который торговал тканями, Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который занимался торговым посредничеством и у которого была земля, приносящая ему прибыль, Усман ибн Авфан (да будет доволен им Аллах) также был купцом. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) был рабочим, и он даже говорил: «Таскать камни с высот горы дороже для меня, чем одалживаться. Люди говорят, работа - это унижение, я же говорю, что унижение в попрошайничестве».

Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах) был торговцем, доход которого от торговли равнялся миллионам. Зубайр ибн Аввам (да будет доволен им Аллах) был портным. Сад бин абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) - изготовителем стрел, Амр ибн Ас (да будет доволен им Аллах) был мясником. У ибн Масуда и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) были земли, которые они обрабатывали и получали с них доход.

Всевышний в этом мире подчинил всё служению человека, которого Он сделал наместником на земле, дабы он возделывал её так, чтобы ему не составляло труда добывать себе пропитание, и чтобы он был благодарен Аллаху, как об этом сказано в Коране: (смысл) «Аллах - Тот, Кто сотворил небеса и землю, ниспослал с неба дождь и водою взрастил плоды в удел вам, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по воле Его. Подчинил вам реки, солнце и луну, постоянно находящиеся в движении, подчинил вам ночь и день».

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَأَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَكُمْ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْفُلْكَ لِتَجْرِيَ فِي الْبَحْرِ بِأَمْرِهِ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْأَنْهَارَ . وَسَخَّرَ لَكُمُ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ دَائِبَيْنِ وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ (سورة ابراهيم 33)

Всевышний также говорит в Коране и о тех, кто заботливо выполняет все предписания религии, и которых не отвлекает торговля: (смысл) «Люди, которых не отвлекает покупка и продажа от поминания Аллаха, исполнения намаза и выдачи закята, они страшатся дня, в котором содрогаются сердца и взоры».

رِجَالٌ لَا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ (سورة النور آية 37)

О тех же, кто небрежен к религиозным обязанностям по причине мирских дел, Аллах сказал: (смысл) «А когда увидят они торговлю или развлечение, то поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять на минбаре. Скажи им, что Аллах лучше забавы и торговли и Аллах лучший из тех, кто дарует пропитание».

وَإِذَا رَأَوْا تِجَارَةً أَوْ لَهْوًا انْفَضُّوا إِلَيْهَا وَتَرَكُوكَ قَائِمًا قُلْ مَا عِنْدَ اللَّهِ خَيْرٌ مِنَ اللَّهْوِ وَمِنَ التِّجَارَةِ وَاللَّهُ خَيْرُ الرَّازِقِينَ (سورة الجمعة آية 11)

В этом аяте есть доказательства того, что Всевышний не благословляет ризк, кроме как если обладатель его стремится исполнять религиозные обязанности, в противном случае он потерпит ущерб. К посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) подошёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), дай мне наставление». Он сказал: «Пусть не отвлекает тебя занятие тем, о чём позаботился уже Аллах, т.е. ризк (пропитание, удел). Поистине не минует тебя то, что тебе предназначено и не достигнешь ты того, что должно миновать тебя».

Мудрецы сказали: «Если не будет в торговце трёх качеств, то он будет терпеть нужду в обоих мирах:

1. Если не будет язык его чистым от лжи, пустословия и лжеклятвы.

2. Если не будет он чист от обмана, предательства и зависти.

3. Если не будет заботиться о пятничной молитве, о коллективной (джамаат) молитве и о получении необходимых знаний.

Пусть Всевышний даст каждому из нас достойно прожить жизнь, употреблять лишь дозволенное и удостоиться довольства Аллаха! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.