Хвала Аллаху, Господу миров!
Да благословит Аллах и приветствует нашего господина и господина всех миров, нашего любимца и любимца Аллаха -Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), его семью, сподвижников и всех мусульман!
Всевышний в Коране говорит:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آَيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ (سورة الأنفال آية 2)
Смысл: «Верующие - это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается вера; которые уповают на своего Господа».
Бухари и Муслим приводят хадис от ан-Нумана бин Башира, да будет доволен ими Аллах: «Я слышал как посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Воистину, в теле человека есть кусок плоти: если он здоров, то будет здоровым и всё тело, а если он порочен, то будет порочным и всё тело - воистину, это сердце».
Сердце - это духовный орган, который Всевышний сделал местом познания и постижения, органом ощущения и прозрения. Человек осознаёт и понимает при помощи сердца и ощущает в сердце чувство веры, праведности, радости и веселья, печали и боли и многое другое. Человек отличает истину ото лжи и правду от ошибок - при помощи сердца. Сердце подобно сосуду: если он будет наполнен верой, знанием, наставлениями и приукрасится добрыми нравами, то праведность в поведении и в поступках будут истекать от обладателя этого сердца. Если же сердце будет поражено сомнением, алчностью, любовью к мирскому и жестокостью - то из него будет истекать порочность в поведении его обладателя. Из этого мы узнаём, дорогие братья, что праведность раба зависит от праведности сердца, а его порочность - исходит от порочности его сердца, на это указывает достоверный хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Поэтому мы говорим, что сердце - это самое почтенное, что есть в человеке и самое дорогое, чем он обладает. Сердце - это сосуд знаний, источник нравов и похвальных качеств, орган прозрения и лучшее мерило. Если сердце здорово, то его обладателю необходимо сохранять это здоровье сердца, если же оно больно - то его обладателю необходимо лечить его.
О признаках здорового сердца рассказал Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Кого радует его хороший поступок и печалит его грех – верующий», то есть обладатель здорового сердца радуется, когда совершает хороший поступок и ощущает боль, когда ослушивается Аллаха и перечит Его велениям. Признаком же болезненного сердца являются лень в поклонении, любовь к ослушанию Аллаха, смелость в совершении греха, отсутствие смиренности и страха перед Аллахом. Посему в таком сердце смешиваются чувства, и он не считает хорошим доброе и не считает мерзким порицаемое. Болезнь продолжает губить сердце, пока не умертвит его, а когда умрёт сердце, то исчезнут чувства. Ибн Атаиллах аль-Аскандари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Живое и мёртвое сердце подобны живому и мёртвому телу. Живому телу доставляет боль даже лёгкий укол иголки, а мёртвое тело, даже если его изрежут саблей, не почувствует боли. Самыми опасными болезнями сердец являются порождающие порочное понимание и исчезновение прозрения. Самой важной из этих болезней - сомнение в том, что пришло от Всевышнего, лицемерие, лживость и совершение деяний на показ. Об этом говорит Аллах:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آَمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآَخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ . يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَالَّذِينَ آَمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنْفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ . فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ فَزَادَهُمُ اللَّهُ مَرَضًا وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ. وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ لَا تُفْسِدُوا فِي الْأَرْضِ قَالُوا إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ (سورة البقرة 8-11)
Смысл: «Среди людей есть такие, которые утверждают: «Мы уверовали в Аллаха и в Судный день». Но они - неверующие. Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая [этого]. В их сердцах - порок. Да усугубит Аллах их порок! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали. Когда же им говорят: «Не творите нечестия на земле!», - они отвечают: «Мы творим только добрые дела». Что касается неверия, то оно - по причине исчезновения и слепого сердца:
وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ لَهُمْ قُلُوبٌ لَا يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَا يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آَذَانٌ لَا يَسْمَعُونَ بِهَا أُولَئِكَ كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُولَئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ (سورة الأعراف آية 179)
Смысл: «Сотворили мы много джинов и людей, предназначив их для ада, сердца у них, которые не разумеют, уши, которые не слышат (аргументов могущества Аллаха), глаза, которые не видят (знамения Аллаха), они подобны скоту (в отсутствии понимания, видения и слышания знамений Аллаха) и даже более заблудшие. Невежды они в делах веры». Зрение их не порождает в сердцах их назидания от взора, слух их не даёт услышать их сердцам наставлений, потому что сердца их ослеплены ложью, и они не воспользовались всеми органами чувств».
وَمَنْ كَانَ فِي هَذِهِ أَعْمَى فَهُوَ فِي الْآَخِرَةِ أَعْمَى وَأَضَلُّ سَبِيلًا (سورة الاسراء آية 72)
Смысл: «Кто слеп (в восприятии истины) в этой жизни, тот будет слеп и в будущей жизни, и даже более заблудшим».
Из опасных болезней сердца, которые лишают человека понимания и мешают воспользоваться знанием: любовь к этому миру и небрежность в поминании Аллаха, любовь к забавам, забвение смерти, скупость и алчность, гордость и самодовольство, превозношение, злоба, ненависть и зависть. Эти болезни гасят свет сердца и губят его предназначение, ослепляют его прозрение. Всевышний говорит:
فَإِنَّهَا لَا تَعْمَى الْأَبْصَارُ وَلَكِنْ تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ (سورة الحج آية 46)
Смысл: «Ведь слепы не глаза, а слепы сердца, что в груди!»
Как же освободить сердце от этих болезней и достичь здравия сердца и его целомудрия? Путь этот заключается в любви к Аллаху и в поклонении, а также в борьбе с плотью и в очищении сердца.
Аллах не предписал рабам в обязанность ни одного вида поклонения и не повелел что-либо другое, без того, чтобы они не играли своей роли в очищении сердца от грехов - и достижения этими делами здравия и праведности сердца.
Чтение Корана снимает с сердца ржавчину забвения, поскольку приведено в почтенном хадисе: «Воистину, сердца эти ржавеют, как ржавеет железо, когда его касается вода». Тогда у Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) спросили: «В чём его очищение?» Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «В поминании сердцем Аллаха и в чтении Корана».
Молитва остерегает от мерзкого и порицаемого, а постоянство в ней приучает сердце к любви к доброму, следованию одобряемому и остережению от порицаемого.
Закят обучает выделяющего его - щедрости и великодушию, утешению слабых и обездоленных, пост - учит сердце терпению и перенесению тягот и силе понимания, а также освобождает сердца от связи со страстями и похотью. Правдивость избавляет сердце ото лжи. Доверие избавляет от вероломства, и всякий раз, как раб придерживается благого нрава, он сбрасывает с себя мерзкий нрав, пока не исправится его сердце, не озарится его зрение и пока он не будет считать хорошим одобряемое и считать мерзкое порицаемым. И только тогда его сердце становится здоровым и он достоин встретить своего Господа.
Также как болезни сердца приносят человеку вред и опасность, также и грехи приносят плохие последствия, опасные для сердца. Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие приводят от Кутайба, а тот от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Воистину, верующий, когда совершает грех, то он становится чёрной точкой на его сердце, а если он покается, и оставит этот грех и упрекнёт себя за него - то очистится его сердце. А если он добавит ещё грех, то она увеличится, пока не покроет всё сердце и это та самая пелена, о которой говорится в аяте:
كَلَّا بَلْ رَانَ عَلَى قُلُوبِهِمْ مَا كَانُوا يَكْسِبُونَ (سورة المطففين آية 14)
Смысл: «Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца!»
Также, как поклонение улучшает сердце и озаряет его, также и ослушание Аллаха портит его и оставляет плохой след. А когда грехи следуют один за другим и сердце привыкает к ним - то они покрывают сердце и запечатывают его так, что не остаётся пути в это сердце для веры, и нет пути для очищения этого сердца от неверия. Из всего сказанного ясно, что верующему необходимо бороться с собой для избавления от болезней сердца и отдаляться от грехов, боясь их вреда и последствий, и проявлять усердие в служении Аллаху - для оживления сердца и озарения души. И когда сердце станет праведным и озарится - вот тогда оно почувствует сладость поклонения Аллаху и влечение к Аллаху, тогда его понимание станет верным и поступки принесут пользу! От сподвижника Усмана (да будет доволен им Аллах) приводятся такие слова: «Если бы стали чистыми ваши сердца - то вы не насытились бы речью вашего Господа!».
Ибн Атаиллах аль-Искандари (да будет доволен им Аллах) сказал: «О сын Адама, когда твои глаза заболевают на несколько дней, то ты спешишь лечить их. И это только потому, что ты вкусил ими прелести этого мира… и ты лечишь их, чтобы не лишиться видения прелестей этого мира. А когда твоё сердце слепо в течение сорока лет - ты не лечишь его, а если бы ты вкусил сердцем сладость поклонения и познания - то предпочёл бы здоровье сердца здоровью глаз!».
Сколько мы видели людей, которые веровали в Аллаха, проявляя покорность Ему, а затем подружились с грешниками… и их плоти призвали их к страстям, и прошло немного времени - изменились их сердца и их души вняли страстям… и они впали в грехи и погрязли в них, так что их сердца оказались запечатанными и - да упасёт нас от этого Аллах! - они сбились с истинного пути.
Сколько людей ослушивалось Господа и предпочитали повиноваться своим страстям – но при этом потерпела убыток их религия и они не достигли своих целей.
Рассказывают, что некий мусульманин увидел красивую немусульманку и соблазнился ею, попросил её руки, но её семья поставила условие, чтобы он оставил свою религию - и он согласился на это. И когда он пришёл к ним, и его увидела эта девушка, она плюнула ему в лицо и сказала: «Горе тебе, ты оставил истинную религию из-за похоти! Так как же мне не оставить лживую религию ради вечного блаженства?! Теперь я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) Посланник Аллаха».
Так бойтесь же постоянно, о братья и сёстры-мусульмане, изменения своих сердец и упорствуйте в их излечении, отдаляясь от грехов и ослушания, придерживаясь поклонения и прямоты, готовясь ко дню, когда не помогут ни имущество, ни сыновья - кроме как тому, кто придёт к Аллаху с чистым сердцем.
Да поможет нам Всевышний следовать Его религии так, как Он от нас этого желает! Амин.