Забота ислама о чистоте и здоровье человека

29 Апрель 2010
5890

Забота ислама о чистоте и здоровье человекаПророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Сильный мусульманин лучше и любимее для Бога, нежели слабый. Но в них обоих – благо».

Задачей Ислама как религии является воспитание сильной и всесторонне развитой личности и создание общества, спаянного крепкими духовными узами. Для Ислама важен, прежде всего, здоровый человек, как в духовном, так и в физическом отношении. В связи с этим мусульманская религия запрещает любые виды самоистязания, самобичевания или умерщвления плоти, имеющие место в некоторых религиозно-философских течениях. Наряду с этим следует отметить также, что Ислам уделяет большое значение чистоте и личной гигиене человека. Символично, что каждая книга по мусульманскому праву, как правило, начинается с раздела «Очищение» («Тахара»). Ведь именно очищение и чистота являются ключом к молитве – поклонению, совершаемому мусульманином пять раз в день, а молитва – это ключ к Раю.

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) провозгласил: «И перед телом твоим у тебя обязанности». Посланник (салляллаху аляйхи васаллям) призывал людей к поддержанию чистоты тела посредством купания. Он говорил: «Купание в пятницу – долг каждого совершеннолетнего», «Обязанность всякого мусульманина каждые семь дней мыть свою голову и тело». Именно поэтому, согласно некоторым богословско-правовым школам (мазхабам) Ислама, купание в пятницу является обязанностью мусульманина.

Кроме того, Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) постоянно побуждал людей уделять внимание чистоте зубов и гигиене рта. Он говорил: «Сивак очищает рот и радует Господа». Внимание, которое Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) уделял гигиене рта, доходило до такой степени, что он говорил: «Если бы я не боялся создать трудностей для членов моей общины, то я бы непременно вменил бы им в обязанность использование зубочистки перед молитвой».

Немаловажное значение Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) уделял также и уходу за волосами. «У кого есть волосы, пусть он облагораживает их», – говорил он. Неряшливый вид человека всегда вызывал у него недовольство. Ислам учит человека и интимной гигиене – очищению подмышечных впадин и лобка от волосяного покрова, которое, согласно Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), должно совершаться не менее одного раза в сорок дней.

Что касается одежды мусульманина, то она должна быть всегда чистой и опрятной, от неё должен исходить приятный аромат и благоухание. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), увидев однажды человека в грязной одежде, спросил: «Неужели он не мог найти ничего, чтобы постирать свою одежду?». Описывая самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), его сподвижник Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Мне никогда не приходилось вдыхать аромата амбры, мускуса или чего-нибудь иного, более приятного, чем запах, исходивший от Посланника (салляллаху аляйхи васаллям)».

Следует обратить внимание, что и поклонение в Исламе частично направлено на укрепление физического здоровья человека, поддержание в нем духа социальной активности. Так, ежедневная пятикратная молитва, совершаемая коллективно в мечети или индивидуально в домашней обстановке, требует от человека противостоять лености, прилагать определённые усилия, делает его более организованным и собранным. Обряды паломничества также налагают определённую физическую нагрузку, воспитывая выносливость, выдержку и подвергая человека испытаниям вдали от комфорта и удобств повседневной жизни. В то же время Ислам запрещает какие-либо крайности в поклонении, наносящие физический ущерб.

Иногда человек добровольно отказывается от даров природы, подвергая себя чрезмерному воздержанию от пищи, лишая свой организм необходимых веществ и витаминов, и, тем самым, причиняя непоправимый вред здоровью. В Священном Коране по этому поводу говорится: «Скажи, кто наложил запрет на те прекрасные дары Аллаха, что Он низвёл для рабов Своих, и ту благую снедь, которой Он вас питает?» (Коран, 7:32). «О вы, кто верует! Не запретны приятные яства, что вам дозволил Бог» (Коран, 5:87).

Мусульманин должен пользоваться и наслаждаться дарами природы, данными ему Всевышним. Но в то же время в целях сохранения здоровья Ислам призывает соблюдать умеренность в еде и питье: «Ешьте и пейте, но в меру – Аллах не любит тех, кто неумерен» (Коран, 7:31).

Ислам запрещает обременение тела непосильной работой, бессонницей, голодом, даже если это напрямую связывается с поклонением Богу. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) немедленно пресекал возникающие в поведении своих сподвижников тенденции к крайнему аскетизму, напоминая им о том, что «тело, семья и общество также имеют на них право». Узнав о тяжёлых формах поклонения, которые совершали некоторые из его сподвижников, как, например, обет безбрачия, пост без разговения и длительные молитвы, выстаиваемые в течение всей ночи, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) собрал сподвижников и сказал: «Что касается меня, то я наиболее богобоязненный из вас. Однако я молюсь и сплю, пощусь и разговляюсь, и женюсь. Кто же откажется следовать моему образу жизни, тот не относится ко мне».

Именно в целях сохранения здоровья человека Исламом предусмотрены меры, облегчающие соблюдение обязательных религиозных предписаний (пятикратной молитвы, поста, паломничества), если они становятся причиной возникновения или прогрессирования болезни, задержки выздоровления. Так, в случае необходимости, молитву позволяется совершать сидя или лёжа. Если постящийся болен, то он должен воздержаться от поста и возместить пропущенные дни, если это возможно, в другое время года. Но даже совершенно здоровый человек должен немедленно прекратить поститься, если это губительно сказывается на его здоровье. Не случайно в мусульманском праве существует норма: сохранение здоровья предпочтительнее сохранности религиозных обрядов.

Сам Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) славился недюжинной силой. Известно, что он с лёгкостью поборол бросившего ему вызов прославленного в Аравии силача. Сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) уделяли постоянное внимание физическим тренировкам: наездничеству и стрельбе из лука.

Интересно, что сегодня широкой популярностью среди китайских мусульман пользуется ушу, рассматриваемое ими как фактор, стимулирующий боевой дух, как средство обороны и самоконтроля. В Китае и поныне существует несколько независимых мусульманских стилей этого вида спорта.

Необходимо отметить, что Ислам отвергает крайние проявления в спорте (особенно в профессиональном), наблюдаемые в наши дни, когда, например, во время спортивных состязаний общество раскалывается на лагеря враждующих между собой фанатов, устраивающих массовые погромы, драки и беспорядки. В современном мире спорт превратился в культ и объект поклонения. С точки же зрения Ислама, спорт – это не самоцель, а средство к постижению довольства Бога.

Журнал Ислам 2 (4) 03.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.