Заблуждающийся может ввести в заблуждение

25 Май 2010
2917

Невежество – один из самых опасных пороков человека

Заблуждающийся может ввести в заблуждениеПосланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) однажды сказал Абу Зарру: «Абу Зарр, тебе лучше пойти и научиться одному аяту из книги Аллаха, чем совершить сто ракаатов (намаза), а научиться одному разделу знаний – лучше тебе, чем совершить тысячу ракаатов».

Хвала Аллаху, Господу миров!

Молитвы и приветствия – его посланнику Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям).

Уважаемый джамаат!

Всевышний, ниспослав Священный Коран, передав повеления Свои через лучшего из людей, Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), обязал рабов Своих поклоняться Господу.

Для этого Аллах поставил условия, согласно которым люди должны быть искренними в поклонении, чистыми душой и телом, также еще и грамотными, знающими свою религию. И подобно тому, как неискренность ведет к потере богобоязненности, к уменьшению имана, а внутренняя и внешняя грязь – к тщетности дел, также и невежество может привести к недействительности выполняемых человеком дел поклонения.

Поэтому Ислам уделяет особое внимание знаниям, особенно тем, которые касаются основ религии мусульманина, ежедневной его практики. Ибо владение знаниями, образованность в вере – это великое благо, которым Всевышний наделяет достойных рабов Своих. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кому Аллах желает добра, тому дает понять религию».

Знание противодействует невежеству – одному из самых опасных пороков человека. Известно, что Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), его сподвижники ставили знание выше дополнительных действий поклонения, поскольку невежество в проявлении благочестия, в подчинении повелениям Аллаха может сыграть с невеждой злую шутку, и он из благих побуждений может, например, запретить разрешенное, или, наоборот – разрешить запретное.

Человек, будучи невеждой, может иметь представления, в корне расходящиеся с учением Ислама. Человек, будучи невеждой, заблуждаясь сам, может ввести в заблуждение и других – и тогда он понесет на себе их грехи.

Невежда иногда может довольно долго поклоняться Всевышнему, не выполняя условия поклонения, и тогда оно будет тщетным. Передается, что однажды, когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) находился в мечети, вошел человек, совершил намаз и поздоровался с ним. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Вернись и соверши намаз, ведь ты не совершил его». И так три раза – человек совершал молитву, а Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) просил его повторить. На третий раз тот взмолился: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной: я не знаю другого». Тогда посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) объяснил ему порядок совершения молитвы. Ошибка этого человека заключалась в том, что он не выдерживал необходимой паузы между действиями в намазе.

Итак, наша религия требует от каждого мусульманина получать знания, стремиться к их получению. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Поиск знаний – обязанность, лежащая на каждом мусульманине и мусульманке». О достоинстве этого также говорится в следующем хадисе: «Кто выйдет (в путь), желая знаний, которым он обучался бы ради Аллаха, тому Всевышний откроет дверь в Рай, ангелы накроют его своей тенью, и будут благословлять его ангелы на небесах и морские рыбы. Ученый (мусульманин) имеет такое преимущество над поклоняющимся (невеждой), как луна в полнолунии над самой малой звездой в небе».

Если человек, будучи невеждой, оставляет знания, имея возможность получить их, то совершает грех, за который ответит перед Аллахом.

Уважаемые братья!

Помимо стремления к получению знаний, Ислам призывает нас уважать людей, имеющих их, уважать ученых и наследие, которое они оставили. Ведь Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Ученые – наследники пророков. Поистине, пророки не оставили в наследство ни динары, ни дирхемы, однако, они оставили знания».

Таким образом, уважение ученых Ислама, уважение их трудов – это требование нашей религии, это одна из норм воспитания и поведения мусульманина.

К сожалению, этой нормой часто пренебрегают разные невежды, которые призывают отказаться от знаний, отказаться от мазхабов. В наше время много смутьянов, которые, превознося одних ученых, смешивают с грязью других, обвиняя их во всех грехах, хотя ученые не составляли труды из каких–то злых побуждений, они не имели целью оскорбить кого-либо или ввести в заблуждение.

Уважаемые братья!

Уделяя особое внимание религиозным наукам, Ислам отнюдь не ограничивает ими мусульманина. Напротив, всячески приветствуется получение полезных знаний, не связанных напрямую с религией. И именно во времена расцвета Ислама произошло развитие самых различных наук, для обучения которым европейцы приезжали в мусульманские страны.

Уважаемый джамаат!

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Обучайтесь знаниям, ведь обучение им ради Аллаха – это богобоязненность, заучивание их – прославление (Всевышнего), обсуждение – джихад, обучение незнающего – благодеяние, передача знаний обладающими ими – приближение (к Аллаху ). Потому что знание – это указание на разрешенное и запретное, это маяк пути обитателей Рая. Это друг в одиночестве, спутник на чужбине, собеседник в уединении, указатель на радость и горе, оружие против врагов, и украшение у друзей. Возвышает им Аллах народы и ставит их правдивыми предводителями в добре. По следам их следуют, делам их подражают, к мнениям их прибегают, а ангелы желают быть их друзьями».

Просим Всевышнего, чтобы Он наделил нас полезными знаниями, обратил наши помыслы и устремления на приобщение к наследию исламских ученых, способствовал нашему духовному и интеллектуальному развитию! Амин.

Рауф Хазрат. Имам Исторической мечети г. Москва

Духовно-просветительский журнал «Ислам» №23 (03) 2009

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.