Нам необходимо осознать, что богатство подобно змеиному яду, от которого можно получить как вред, так и пользу.
Польза от богатства делится на два вида: польза в этом мире и польза на Том свете.
Мирская польза от имущества общеизвестна, иначе бы люди не стремились обрести его, бегая с утра до ночи в его поисках и забывая обо всём на свете.
Что же касается религиозной пользы, то её три вида.
1 – Человек тратит богатство на себя, на совершение поклонения Аллаху. К этому относится, к примеру, поездка в Хадж, ибо совершить подобное бедный человек не в состоянии, а совершение Хаджа является одним из столпов Ислама и это один из основных поступков, приближающих верующего к познанию Всевышнего.
Также можно потратить на то, что способствует совершению поклонения и на то, что помогает совершать поклонение. К примеру, человек нуждается в еде, одежде, жилье, семье и т. п. Если нет возможности обеспечить себя всем необходимым, не получается свободно поклоняться Всевышнему. Потому израсходование средств на всё, что приводит к обеспечению необходимым, также приносит религиозную пользу. Но надо помнить, что речь идет о необходимом, а если человек переходит рамки необходимого, то это к религиозной пользе уже не относится.
2 – Богатство, израсходованное на нужды людей. К примеру, милостыня (садака). Это большое богоугодное дело, которое тушит гнев Аллаха. Также можно дарить подарки с целью улучшения отношений между людьми, ибо Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Дарите друг другу подарки и тем самым вы полюбите друг друга». Также можно израсходовать имущество на сохранение чести и достоинства, для защиты от вреда, ибо сказано в хадисе: «Имущество, потраченное на защиту своей чести, также является милостыней (садака)».
Имущество можно также дать кому-либо, поручив какое-то дело, а самому заняться более важным.
3 – Тратить средства на благо общества, например, построить мечеть, больницы, дороги и т. п., что становится средством получения дуа от мусульман.
В этом и заключается, в основном, польза от богатства и ко всему прочему человек бывает обережён от унижения просить и т. п.
Вред от богатства также бывает, как для этого мира, так и для Того.
Вред для Того света – это вред для религии человека, когда, к примеру, богатство тянет человека к грехам. Иногда человек не может грешить из-за того, что нет соответствующих материальных возможностей, и это тоже благо, ведь когда мы имеем возможность совершить грех, остеречься его бывает труднее, чем если бы мы не имели такой возможности.
Также богатство приводит к роскоши и желанию углубляться в дозволенное и если когда-нибудь мы не сможем удовлетворить потребности дозволенным путем, придётся удовлетворять их запретным, ибо мудрецы сказали, что тот, у кого увеличиваются деньги, начинает нуждаться в людях. А тому, кто нуждается в людях, приходится лицемерить и грешить ради их удовольствия.
Также чрезмерная погоня за мирским отвлекает человека от самого главного – от чистосердечного поклонения Аллаху. К этому следует добавить и трудности, с которыми сталкиваются люди, приобретая, накапливая и сохраняя богатство – необходимость содержать охрану и др.
Говоря кратко, чтобы извлечь пользу из богатства, следует потратить на себя только самое необходимое, а остальное расходовать на совершение добра, ибо всё остальное содержит яд и беды, согласно утверждениям выдающегося учёного-богослова Имама аль-Газали.
Хамзат-Афанди Гитиномагомедов