Архитектура культовых сооружений: история и современность

4 Июнь 2010
5106

Архитектура культовых сооружений: история и современностьВ средневековой истории развития стран Передней и Средней Азии и некоторых стран Средиземноморья важную роль сыграл ряд политических событий – возникновение в VII в. Арабского халифата и его державы, как конгломерата стран и народов.

Главной предпосылкой политического и идеологического объединения Аравии стал Ислам. Политическая и экономическая обстановка, а также новая идеология позволила арабам распространить влияние на некогда могущественные государства и страны. Многовековое влияние арабской культуры и нового вероучения привели к созданию своеобразной культуры и архитектуры во многих странах мира. Воспринимая и перерабатывая культурные ценности различных народов – персов, сирийцев, коптов, а также наследие эллинистическо-римской культуры, арабы развивали и собственную культуру.

Веротерпимость арабов к христианам, иудеям, зороастрийцам обусловили и терпимость в области культуры, способствуя наряду с развитием арабской, расцвету и местных национальных культур.

Огромная роль распространения исламской религии подчёркивалась интенсивным строительством мечетей, со временем получивших каноническое трактование в композиционных, планировочных и объёмных решениях.

Расцвету исламской культуры и искусства способствовало возникновение новых типов культовых и светских зданий. Мечетям отводились самые доминантные и важные участки в городской застройке и их минареты служили яркими акцентами в панорамной застройке городов и сёл. Мечети, как наиболее выразительные градообразующие элементы, возводятся в виде монументальных объёмов при скромных архитектурно-художественных средствах, свойственных большинству сооружений. С развитием строительной практики, конструктивная оправданность, логичность форм и филигранность отделки фасадов в последующие века (XIV в.), когда архитектура достигла расцвета, в различных странах Востока возводятся огромные мечети и дворцы во всём великолепии декоративного искусства. Новые конструктивные возможности позволяют возводить купола на щитовидных парусах. Возникают ансамбли, поражающие продуманностью композиций и декоративностью интерьерного оформления.

Основой искусства средневековья утверждается архитектура. В органическом единстве с архитектурой развиваются живопись, прикладные искусства, орнаментика. Конфессиональные особенности определяют тематику и жанры искусства, архитектура - формы выражения объёма в пластике и средствах художественного воплощения идей.

Канонические требования, запрещавшие изображение человека, способствовали небывалому расцвету орнаментального искусства. Именно национальные и региональные различия позволили народам Ближнего и Среднего Востока внести неповторимый, самобытный вклад в процесс мирового развития архитектуры.

В первые годы Ислама мусульмане были невзыскательны к местам совершения молитвы. Первая мединская мечеть представляла собой простой навес во дворе дома Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Со временем архитектура была призвана возвеличить престиж новой религии, и мечеть стала главным объектом для строительства, наравне с дворцами. Выработался арабский тип мечети, состоящей из прямоугольных и квадратных форм зала с кровлей на столбах, и лежащего перед ним двора.

Со второго года хиджры молящиеся обращают лицо в сторону Каабы, почитание которой включается в религиозный кодекс мусульман. Соответствующим образом ориентируются и мечети. Первые молящиеся становились рядами как в строю, отсюда преобладание ширины зала над глубиной. Плоские балки кровли мечетей ложились на столбы или колонны, образуя нефы, параллельные стене с михрабом. Эта свободная структура позволяет производить гибкую трансформацию плана, увеличивая габариты здания в любом направлении, расширяя внутреннее пространство мечети.

Во дворе устраивали декоративно оформленные бассейны для омовений перед молитвой. Христиане призывали молящихся колокольным звоном, иудеи собирались в синагогу под звуки трубы, мусульмане шли на намаз под призыв муэдзина. Первое время о начале молитвы возвещали с крыши мечети, и лишь через полвека стали возводить для этого специальные башни – минареты. В разных странах они возводились в различных конфигурациях: от круглого до квадратного.

Мечети различаются размерами и функциями. Помимо квартальных небольших мечетей, в городах строились и большие соборные мечети. Большие мечети были не только культовым, но и политическим и культурным центром. При мечетях создавались крупные библиотеки, где читались лекции, а некоторые мечети, к примеру, каирская Аль-Азхар или Каравийин в Фесе, стали прославленными университетами мусульманского мира.

В крупных городах возводились пригородные мечети «мусалла» для молений по годовым праздникам с большим стечением народа.

Арабы развивают строительную технику, используя сообразно с местными условиями различных стран строительные материалы – камень, кирпич, каркасную систему. Арабские зодчие, используя византийский стиль, добились высокой эстетической выразительности сооружений, применив при кладке пояса разноцветные камни. Формы арок приобретают множество вариантов: стрельчатая, подковообразная, трёх- и многолопастная. В некоторых мечетях высота пространства зала достигается путём наращивания аркады в два яруса. Разработаны новые декоративные формы куполов – ячеистые, на гуртах и нервюрах. Главный внешний архитектурный акцент фасада – портал входа, внутри мечети – михраб. В их формах много общего.

В канонической символике культа изобразительное искусство исключалось, поэтому возрастала роль архитектурного декора и орнамента. При декоративном оформлении используются сталактиты (по-арабски «мукариас» - соединённые). Этот вид декора универсален: сталактиты составляют карнизы и несут полочки, заполняют ниши, трампы и паруса, купола и полукупола, украшают софиты арок. Выполняются в кирпиче, камне, дереве, керамике.

Для большей выразительности фасадов, а также интерьеров применяется орнамент. Узоры орнамента в основном растительные, геометрические и эпиграфические. В этой связи в мечетях, в отличие от христианских храмов, было необходимо выработать какой-то эквивалент, который принял бы идейную нагрузку. Эта роль была отведена эпиграфике – надписям коранического содержания. Так родился третий вид орнамента, неизвестный в Европе.

Этот краткий исторический обзор о временах и особенностях зарождения исламской архитектуры, не являясь основной темой статьи, даёт возможность представить читателям небольшую информацию об архитектурном творчестве, в котором архитекторам приходилось наряду с объектами различного социального назначения, проектировать культовые сооружения.

Ещё в молодые годы, не являясь большим знатоком теологии и законов Шариата, я начал проявлять профессиональный интерес к исламской архитектуре. Используя малейшую возможность, старался посетить страны, где находятся всемирно известные памятники архитектуры, являющиеся в настоящее время действующими объектами. Своеобразие архитектурных школ самым ярким образом представлены в таких объектах, как Куббат ас-Сахра - Купол скалы и первая мечеть Ал-Акса в Иерусалиме, соборная мечеть Месджиде-Шах в Исфахане и мечеть в Куме (Иран).

Своеобразны мавзолеи и мечети в странах Марокко и Египта.

Своеобразны мавзолеи и мечети в странах Марокко и Египта.Незабываемые впечатления произвели на меня мечети, возведённые в последние годы в Объединённых Арабских Эмиратах. На смену большому количеству ныне существующих мечетей в Эмиратах, возведены новые мечети с силуэтами авангардного направления. Используя технические возможности современных строительных материалов, архитекторы и строители в этих странах добились блестящих результатов, создав образцы новой архитектуры, соответствующей техническим и эстетическим требованиям современного мира. Эти новые, впечатляющие по своей монументальности и архитектурной выразительности, образы конкурируют с лучшими конфессиональными сооружениями в других странах мира.

Особое восхищение вызывает новая грандиозная беломраморная мечеть, возведённая на окраине города Абу-Даби. Великолепное по силуэту и традиционное по композиции сооружение с огромным открытым двором для молитв возведено из привозного итальянского каррарского мрамора молочного тона. Вся наружная облицовка фасадов выполнена в узорах растительного орнамента и покрывает барельефом фасады комплекса. Дворовые и внутримечетные колонны инкрустированы из камней ценных пород. По элегантности отделки и уровню исполнения эта мечеть является одной из лучших построек, возведённых за последнее время в исламском мире.

Не могу не затронуть проблему, которая связана с главной святыней исламского мира – комплексом Харам в Мекке. Как известно многим мусульманам во всём мире, в настоящее время вокруг святыни начали возводить многоэтажные отели, которые своей массой и высотностью начинают подавлять архитектурный облик и величие святого комплекса. Этот процесс необратим, и с 2009 года с левой стороны от главного входа на комплекс началась застройка 40-50-этажных гостиничных и офисных зданий. Отделка их стеклянных фасадов, как ни странно, предусмотрена по традиционной для арабской архитектуры стилистике с элементами национального орнамента. На пёстром фоне фасадов небоскрёбов изящные, покрытые орнаментом минареты святилища будут зрительно сливаться, теряя прежнюю монументальность.

Если бы авторы проекта приняли решение не декорировать фасады гостиниц элементами национального орнамента до уровня 20-х этажей, то чистые, остеклённые плоскости новых зданий послужили бы фоном и экраном для выделения величайшего памятника архитектуры, и он не утратил бы великолепия в окружающей застройке.

Эти аналитические осмысления и убеждения по поводу лишь некоторых архитектурных комплексов я привёл в качестве примеров, ибо архитектор всегда должен и обязан увидеть то важное для его профессии, что, несомненно, должно помогать ему в творчестве.

Позвольте привести некоторые воспоминания из моей творческой биографии, связанные с проектированием мечетей и культовых сооружений.

Впервые в своей практике мне пришлось испытать творческое напряжение при проектировании новой мечети в Баку. Сложность участка и ограниченность площадей подсказали мне решение, при котором конфигурация территории для строительства была бы представлена в виде части окружности, которая вместе с радиусом вращения и центром этой площади позволяла все строения на участке ориентировать точно в сторону Мекки.

Следующей из интересных по внешнему образу проектных идей, которая была заложена мною в прошлые годы –строительство мечети в Дербенте. Основная идея этой небольшой по габаритам мечети –концентрические круги кровли, увеличивающиеся в размерах по мере высоты их расположения, от которых по сторонам фасадов начинаются сочленения портальных уступов с этими кругами. Основной купол мечети на кровле, подрезаемый прозрачной стеклянной витриной, и в ночное время подсвечиваемый изнутри, должен создавать эффект парящего купола. Строгий, квадратный по конфигурации профиль минарета, заимствованный из традиционных для Дагестана форм, своей простотой и аскетичностью дополняет общий облик мечети. Однако, к сожалению, вот уже несколько лет строительство мечети не завершается, и отсутствие декора с кораническим текстом на входном портале не позволяют воспринимать здание в его завершённом состоянии.

Наиболее значительной работой для моей творческой практики оказалось проектирование Центра по изучению различий стран Востока в Москве. Одним из основных критериев по созданию архитектурного облика здания было создание архитектурного объёма, который безболезненно мог быть привнесённым в сложившуюся среду московской жилой застройки. Мне удалось создать выразительный современный облик 3-этажного здания, сосредоточенного под динамичной массивной кровлей, символизирующей монументальность возводимого сооружения. Скромные членения фасадов с прорисованными арочными проёмами не демонстрируют агрессию восточного стиля архитектуры, а проработанные в современной пластической трактовке из стекла угловые элементы здания демонстрируют симбиоз архитектуры Востока и Запада.

Все творческие и идеологические решения были заложены и спроектированы в единое композиционное и планировочное решение Центра. Основой эффектного восприятия внутреннего пространства была идея создания в квадрате со сторонами 60х60м. дворика, окружённого галереями в два ряда из колонн со сталактитовыми капителями. Образованный таким образом внутренний дворик размером 30х30м. перекрывался в условиях суровых московских зим стеклянным куполом. Дальнейший сценарий организации пространства подсказал идею установки в центре двора символического прозрачного хрустального куба размером 8х8х9м. Верхняя часть куба должна быть опоясана золотой коранической надписью. Аналогично стеклянному кубу все арочные проёмы в галерейной части здания выполняются двойными арочными стеклянными плоскостями с травленным по стеклу растительным орнаментом. Освещение, заложенное между стеклопакетами с орнаментом, должно создавать лёгкость и свечение арок, создавая иллюзию узоров на морозных стёклах. Вся планировка 3-этажного здания подчинена известной всему мусульманскому миру планировке святилища в Мекке. Кроме первого и второго этажа с молельными залами, в здании имеется цокольный этаж с магазинами, где можно приобрести литературу по истории культуры и религии стран Востока. Третий этаж с балконом, на котором сосредоточены библиотеки, залы для чтения, конференц-залы и др., отгорожен декоративной ажурной решёткой от общего зала. Помещения имеют изолированные входы и не сообщаются с молельным залом.

Некоторые проекты, созданные по моей инициативе, посвящены конкретным традиционным местам, которые посещаются дагестанцами. Так, например, проект регионально-культового исламского комплекса «Эренлер».

Мною предлагается современный образ караван-сарая, который имеет общий двор, вокруг которого сосредоточены небольшие гостиничные номера на уровне 2 этажа. На 1 этаже могут находиться столовые, залы для общения, технические и складские помещения. В центре композиции, по оси парадного входа, в застройку встраивается небольшая мечеть. Весь комплекс может быть воздвигнут из камней – традиционного материала для строительства в горах.

Тему почитания религии при творческом осмыслении поставленной задачи возможно представить и при проектировании памятников, посвящённых истории и культуре народов Востока.

Так, например, при проектировании одной из интересных для меня тем – работы над мемориальным комплексом герою народного эпоса лезгинского народа – «Шарвели» я решил создать небольшой музей в виде горного аула. Рядом с этой композицией планируется поднять как символ религии, исполненный в традиционной для дагестанцев манере квадратный минарет, который своей брутальной формой вписывается в силуэты дагестанских аулов.

В завершение этой бесконечно интересной для меня темы хотелось бы добавить: мне, как человеку дагестанских кровей, но выросшему в другой стране и работающему в настоящее время в Москве, хотелось бы пожелать всем жителям Дагестана живого интереса к истории культуры и архитектуры своей страны и стран всего мира. Любые ваши пожелания, дорогие читатели, и благие устремления в области строительства старайтесь осуществлять при содействии профессиональных архитекторов, которые, несомненно, подскажут оригинальные и правильные решения.

Очень надеюсь, что в скором времени усилиями мэра Махачкалы – С.Д. Амирова будет построен новый жилой район «Лазурный берег», в котором, несомненно, будет выделено достойное место для возведения великолепной мечети, которая своими современными формами будет символизировать прогрессивные устремления народов Дагестана.

Я также верю, что в одном из древнейших городов мира – Дербенте стараниями руководителей администрации наконец-то кроме исторической цитадели «Нарын-кала» с помощью конкретных преобразований улучшится архитектурный облик и инфраструктура древнего города, доведённая до уровня исторического города международной значимости.

И я полон уверенности, что только в сочетании гуманных идей на государственном уровне и профессионального мастерства специалистов будут возникать чудесные озарения и творческие идеи, способные созидать неповторимые произведения искусства и архитектуры, прославляющие республику Дагестан!

Гаджимурад Шугаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.