Махр (калым)

15 Июнь 2010
6342

Махр (калым) Выплачивать махр (приданое) муж жене в Исламе должен обязательно, но его размер не определён. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.). Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или согласовываться обеими сторонами (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и слишком велик. Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые лишаются возможности вступить в брак, так как не имеют возможности выплатить его из своего дохода.

Абу Хурайра передаёт, что к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) пришёл человек и сказал: «Я женюсь на девушке из ансаров (жители Медины), помогите мне с махром». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил: «Ты посмотрел на неё? Поистине в глазах ансаров что-то бывает». «Да, я посмотрел на неё». «За сколько ты на ней женишься?». «За четыре окийя (мера веса, равная 12 драхмам или 37, 44г)». «За четыре окия?»,- с удивлением спросил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и сказал: «Вы как будто вытёсываете серебро из середины этой горы. У нас нет столько, чтобы тебе дать, но мы близки к тому, чтоб отправить тебя туда, где ты смог бы это взять». Затем отправили людей к Бану Абс и того человека вместе с ними» (Муслим).

В проповеди Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не преувеличивайте в назначении приданого. Если бы это восхвалялось в мирской жизни и означало богобоязненность, то Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сам так делал бы» (Асхабу Сунан).

В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине благоденствием женщины является облегчение её сватовства, приданого и родства» (Ахмад).

Махр является обязанностью мужчин, поскольку они сильнее и у них больше дохода.

Всевышний в Коране говорит: «Даруйте женщинам приданое от чистой души» (сура «ан-Ниса», аят 4).

В другом аяте Всевышний говорит: «Давайте им вознаграждение (приданое)» (сура «ан-Ниса», аят 25).

Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Просите даже кольцо из железа» (Бухари, Муслим). Имеется в виду: требуй что-нибудь и сделай это приданым, если даже это кольцо из железа.

Во время заключения никяха (брака) желательно упомянуть о размере махра, потому что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) об этом также упоминал. Ибо это отстраняет ссоры между мужем и женой, а также для того, чтобы не показалось, что жена дарит мужу себя. Также желательно, чтоб супруг не вступал в половую близость с женой, не выплатив приданого, дабы не противоречить некоторым учёным, считающим выплату махра обязательной до вступления в половую близость. Можно и без упоминания махра заключать брак, но это уже будет карахат (нежелательно).

Некоторые учёные говорят, что мудрость этого (выплаты чего –либо из махра до близости) в том, что когда Аллах сотворил Хаву, Адам (мир ему) возжелал её. И тут Аллах сказал: «Остановись, о Адам! Прежде выплати её махр!». «А каков её махр?». «Её махр в том, чтобы ты прочитал 1000 раз салават на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) на одном вздохе. Адам (мир ему) прочитал 500 раз и вздохнул. Тогда Аллах сказал: «О Адам, прочитанный тобой 500 раз салават - это начало махра, а оставшееся – конец».

В другой версии говорится, когда Аллах сотворил Хаву, Адам (мир ему) обратился к Аллаху: «О Господь, жени меня на Хаве!». Аллах сказал: «Пока не выплатишь махр, этого не будет». Адам (мир ему) спросил: «А каков её махр, о Господь?». «Её махр - это чтение сто раз салавата на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) на одном вздохе». Адам прочитал 70 раз и приостановил дыхание. Тогда Аллах ему сказал: «Не переживай, прочитанное тобой - это начало махра, а оставшееся - конец». (См. в книге аль-Байджури).

То, что оценивается, что можно продать и купить, может быть махром, а то, что не оценивается, что нельзя купить и продать, махром быть не может. Если брак заключён и махром стало то, что не оценивается, то тогда нужно выплатить махр мислий (махр, соответствующий её уровню и статусу) вместо оговорённого при заключении брака.

Уровень определяется по родственницам жены со стороны отца: сестра, племянница, тётя, двоюродная сестра. Рассматривается возраст, разум, состоятельность, девственница или нет, и в зависимости от этого определяют махр мислий.

Желательно, чтоб размер махра был не меньше десяти дирхамов, потому что Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) сказал, что не разрешается, чтоб махр был меньше 10 дирхамов и превышал сумму в 500 дирхамов, подобно махру Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) его жёнам (Муслим). (См. в книге «Канзу рагибин»).

Что касается махра жене Умму Хабиб, то он составлял 400 динаров, поскольку она была из Наджаши, возвеличивая их.

Сунной является следование словам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Выполняйте аляик». Тогда спросили: «О Посланник Аллаха, а что такое аляик?». «Это то, с чем согласны их семьи», - ответил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям)» (Даруктуни, Байхаки).

В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Первое, за что спросят верующего в Судный день, это махр, выплачиваемый жене». В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Тот, кто не выплатил жене махр в Судный день, будет считаться прелюбодеем» (Имам Ахмад, Байхаки, Табарани). (См. в книге «Сиражу вахаж»).

Женщина из Физары вышла замуж, махром были туфли, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил её: «Ты довольна, что у тебя махр - туфли?». Она ответила: «Да» и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) допустил такой никях (Тирмизи).

Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Никях того, кто дозволил дирхам в качестве махра, считается дозволенным» (Байхаки, №45662).

Урва ибн Зубаир сказал: «Первое несчастье женщины - это увеличение калыма» (Хаким).

Анас ибн Малик передаёт: «Абу Талха женился на Умму Салиме, махром в их браке было принятие Ислама».

Учёные посчитали желательным не увеличивать калым, хоть увеличение и не считается макрухом (нежелательным).

Махр у шафиитов может быть обучение сурам из Корана, поскольку нет ограничений малому. У маликитов малым махром считается ¼ доля динара. У ханафитов самый малый махр - это 10 дирхамов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.