Непристойные взгляды

18 Сентябрь 2010
3129

Сердце диктует взгляду, как и куда смотреть.

Непристойные взглядыВ хадисе от аль-Бухари говорится, что когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) хотел поклясться крепкой клятвой, то говорил: «Клянусь Тем, Кто изменяет состояние сердец!». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) это сделал самой крепкой клятвой.

В хадисе от аль-Бухари говорится: «Аллах не смотрит на ваше тело, на внешность… Аллах смотрит в ваши сердца, на ваши деяния». Каждый из нас, и это, конечно, не харам, любит себя украшать. Мы знаем, что смотрят всегда на лицо. Мы умываем лицо после сна, приводим в порядок. Наряжаемся, занимаемся гигиеной, пользуемся благовониями, потому что люди на это обращают внимание. Потому что для нас важно мнение людей. Но всё-таки как улучшить то место, куда смотрит Аллах? Как улучшить сердце? Мы говорим о сердце как о духовном понятии. Тут не имеется ввиду сердце, которое качает кровь. Когда мы говорим о мозге, тут не имеется ввиду разум, посылающий сигналы и получающий их. Когда мы говорим о нафсе, не имеется ввиду место скопления похоти, гнева.

Мы говорим о нафсе, сердце, разуме, душе как о духовных понятиях. Это тонкость, которой Аллах отличил нас от других творений.

В чём различие между нами и животными? Речь? Все животные по-своему умеют говорить. Как мы не понимаем речь животных, так и они не понимают нашу речь.

Различие в том, что в человека вложена тайна. Аллах говорит: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её» (сура «аль-Ахзаб», аят 72). Тайна, данная нам на сохранение, это сердце. Понятие «сердце» имеет следующие смыслы:

Понимание, то есть результат сигнала, поступающего от мозга, результат воспоминаний, результат практики, результат того, что происходит вокруг. Если это всё связать между собой, мы это поймём, узрим. Результат понимания - это видеть сердцем всё, что понял человек, результат этого - намерение и цель вступить на путь Аллаха, желать ахират, подниматься вверх по этим ступенькам. Аллах говорит: «Воистину, слепнут не глаза, а сердца, находящиеся в груди» (сура «Хадж», аят 46). Аль-Бухари передаёт хадис Кудси: «Кто причинит вред Моему вали, тому Я объявляю войну. Мой раб не перестаёт приближаться ко Мне, делая добровольные поступки (сунна), пока Я не полюблю его. А когда Я возлюблю его, Я становлюсь его слухом, его зрением, его руками, которыми он движет, его ногами, которыми он ходит. Если он попросит у Меня что-либо, то Я непременно дарую ему это, если он просит спасения у Меня, то Я непременно уберегу его».

Человек начинает видеть и слышать только дозволенное. В чём величие понимания этого? Мы нуждаемся в усердии в благих деяниях. Деяние - это вступление на путь Аллаха. Путь очищения сердца в том, что, во–первых, мы должны закрыть доступ мраку, поступающему в сердце. Он пачкает, порочит сердце. К примеру, в стене комнаты есть щель, а на улице ветер разметает песок. Что в комнате происходит? Она наполняется пылью. Если я буду чистить с пылесосом, а щель открыта и ветер бушует. Если даже принести два, три, десять пылесосов и каждый будет чистить, то пока щель есть, очистится ли комната? Конечно Нет. Так же и с сердцем, оно поражено завистью, показухой, гордыней, самодовольством, любовью к положению в обществе. Да очистит нас Аллах от этих болезней!

Щель, через которую проникает в сердце мрак, бывает двух видов: 1- мы её чувствуем и 2- не чувствуем её и не видим. 1 - это зрение, слух, речь. Эти отверстия открыты для сердец. То есть, смотря на что-либо, через взгляд оно сохраняется в сердце. Мы видим, что сердце это сохраняет. Если мы посмотрим на какой-либо мрак, его сердце запомнит. Если посмотрим на сияние, то и в сердце будет сияние. Если посмотрим не на мрак и не на сияние, а, к примеру, на дерево, или парк, дом или реку, то каким взглядом это назвать? Если мы посмотрели, размышляя о величии Того кто это сотворил, то этот взгляд становится сиянием в сердце. Если посмотрели с безразличием или просто взглядом, который порой отлучает нас от намаза и хороших дел, то этот взгляд становится мраком в сердце. Взгляд - это отравленная стрела проклятого иблиса. Каково состояние сердца, таков будет и взгляд. Люди в этом подразделяются на два вида. Первый вид - люди, смотрящие на запретное – не запретное, дозволенное - недозволенное, смотрят на всё и сердце следует за взглядом. Второй вид – те, у которых взгляд следует за сердцем. Сердце диктует взгляду, как и куда смотреть.

Три вида порицаемых взглядов.

1) Похотливый взгляд (смотреть на аврат женщины и женщине на аврат мужчины – харам). Будь то на улице, в телевизоре, в интернете. Вступивший на путь Аллаха должен вынести для себя решение отныне не смотреть на то, на что раньше смотрел.

2) Смотреть на мирское, возвеличивая. Не является ошибкой смотреть на пейзаж. Аллах сотворил эту красоту. Но нельзя смотреть на что-либо мирское, возвеличивая само творение. Оно начинает ослеплять связывать мысли с мирским мечтами и грезами.

Это ослепление, толкает к смуте, порой мы забываем, что смотрим на мирское, возвеличивая его. Берите от мирского, живите с мирским, и нет греха смотреть на мирское, если нет в сердце его возвеличивания. Смотреть на мирское, возвеличивая его значит подчинить своё сердце, усердие, время мирскому и оно становится его целью.

3) Смотреть на кого-либо унижающим взглядом. Зачем унижать? Потому что он беднее? Имущество - это то, за что будет спрос, а за запретное - наказание. Или из-за того, что больше знаешь? Знание - это довод за тебя или против тебя, Аллах спросит об этом. Горе джахилю (невежде), который не поклонился Аллаху хотя бы раз в жизни. И горе алиму, который ослушался Аллаха тысячу раз. Нельзя свой нафс видеть достойным - из-за своего положения или родословной. Абуляхаб достойнее, чем мы по родословной, но это не принесло ему пользы. Недостаточно иметь только родословную, от неё нет пользы, если отделены от религии. Также нельзя видеть себя достойнее из-за поклонения. Унижающий взгляд греховен и он сердце делает мрачным.

Однажды встретились двое из бану исраилов. Один - набожный, который долгие годы не ослушался Аллаха. Другой – грешник, который никогда не поклонялся Аллаху. Они шли друг другу навстречу и когда встретились, отвернулись друг от друга. Набожный отвернулся, возгордившись, он подумал, что никогда Аллах не простит этого грешника. Он посчитал себя достойным из-за своего поклонения. А грешник отвернулся, стыдясь Аллаха, и когда он отвернулся от набожного, то подумал, мне стыдно смотреть на праведного человека, он поклоняющийся, а я грешник. Этот набожный из бану исраилов был из тех, кто получил карамат, облака делали ему тень, когда он ходил. Но когда он, возгордившись, отвернулся от грешника, и грешник отвернулся, стыдясь Аллаха, облако, которое делала тень первому, последовало за вторым - за грешником. Потому что праведник посмотрел унижающим взглядом. Не дозволяется унижать кого-либо, унижай грех, но не грешника, порицай куфр, но не кяфира. Пока человек живой, не унижай его, поскольку не знаешь, в каком состоянии он умрёт – с верой или без неё. Поэтому нельзя унижать никого из творений Аллаха.

Постараемся оградить наше сердце от порицаемых взглядов. Убережёмся от этого, смотря на то, что осветляет сердце. Смотря на дозволенное и размышляя. На родителей, алимов, братьев, любя ради Аллаха. Смотря на грешника, сжалившись над ним, на набожного - восхищаясь. Это наполняет сердце сиянием. Наши глаза - это очень дорогое, потому что Аллах сотворил их, чтобы лицезреть Его. Сохраните взгляд, дабы лицезреть Аллаха. Смотреть на самое достойное - это дозволение лицезреть Аллаха взглядом, которым Он доволен. Если не хранить пачкаться будет сердце. Промывайте сердце слезами от страха перед Аллахом.

О изменяющий состояния сердец, укрепи наши сердца Твоей религией. О Аллах, очисти наши сердца! Сохрани наш взгляд от лицезрения того, чем Ты недоволен. Амин!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.