Я просто человек, открывший для себя Ислам

25 Сентябрь 2010
630

Шахада - самое краткое и емкое исповедание веры, данное человечеству через Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

Я просто человек, открывший для себя ИсламВ 2001 г. во время рамадана он шокировал мировую прессу и на Западе, и на Востоке, заявив о принятии ислама. Многие даже испугались за него: оставит ли по-прежнему правительство Италии этого человека на посту посла? Да еще в Саудовской Аравии, и тем более после взрывов 11 сентября в США? С послом Италии в Саудовской Аравии Торквато Кардилли мы общались без посредника по-английски. И, наверное, сама стихия этого языка побудила меня вспомнить известную формулу английского поэта и путешественника - «Я просто человек, открывший для себя Ислам».

- Помните, как Киплинг настаивал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток - и вместе им не сойтись!» Вы с этим согласны?

- Скажу вам - вовсе не согласен! Согласно Kopaну человечество призвано создавать обстановку взаимопонимания, сотрудничества, терпимости и мира. Все эти качества означают не раздельность человеческого существования, а его единство.

- Интересно, а родители дали вам имя в честь великого поэта Торквато

- Тассо, автора поэмы «Завоеванный Иерусалим»?

- Да, вы совершенно правы.

- Итак, вы носите имя гения итальянской поэзии, своего рода «культового певца Крестовых походов». И, вообще, итальянская культура развивалась столетиями в изоляции, а подчас и в конфронтации с «дар-уль-ислам», исламским миром. Не кажется ли вам, что понятием «крестовый поход» можно обозначить суть итальянского отношения к мусульманам?

- Ни в коем случае. И хотя Крестовые походы были освящены христианскими иерархами, князьями и королями, это вовсе не означает, что их поддерживал народ Италии. Эти походы были инструментами политики того времени - первый этап, начало европейского империализма. Их провозглашали несколько королей и князей тогдашней Европы. Их целью было с гарантией утвердиться в некоторых точках Ближнего Востока, чтобы оттуда расширить свою власть. А формальным предлогом было - захватить Иерусалим и использовать его в качестве плацдарма для дальнейшего продвижения на Восток.

-Великий итальянский мистик и поэт Франциск Ассизский, как известно, отправился в Палестину именно в те времена. Но, как считают некоторые, он вернулся оттуда, уже приняв Ислам. Говорят, все традиции нового ордена францисканцев, его замечательная поэзия и само рождение, под его пером, литературы на современном итальянском языке - это результат озарений, пережитых во время странствий по Востоку. Так это или нет?

- Нет никаких сомнений, что Франциск Ассизский находился под сильным влиянием исламской религии. Когда он вернулся к собратьям, то стал приветствовать их явно на мусульманский манер. Арабское «ас-саляму алейкум» было трансформировано им в итальянское «паче э бэне». Отправляясь в Святую Землю, он вовсе не намеревался вести теологические дискуссии - он, прежде всего, хотел сам увидеть Иерусалим и места, связанные с жизнью Иисуса. И поскольку сам он был человеком богобоязненным и великодушным, он хотел... и он все-таки решил стать бедняком. Там же, на Востоке, он сам помогал бедным людям.

- Вы, как европеец и как итальянец, продолжаете ли сейчас линию Франциска?

- О, это было бы слишком амбициозно - и говорить, и даже думать так, сравнивая себя с ним! Я ведь просто человек, открывший для себя ислам - и не смею иметь какие-то иные претензии.

- Каким образом и когда вы пришли к Исламу?

- Одним словом этого не объяснить, ведь я шел сорок лет...

- ! ! !

- Да, да, будучи еще двадцатилетним студентом, нацеленным на изучение арабских стран, я начал знакомиться с мусульманским миром, и впервые поставил перед собой вопрос - что же такое ислам? Вся моя жизнь как диплома¬та прошла в арабских странах. А окончательное принятие решения и публичное свидетельство о сделанном выборе, как вы знаете, состоялось в конце 2001 г.

- Могу ли я попросить вас назвать лучшую книгу об исламе, которую в первую очередь стоит прочесть европейцу?

- Коран. И ничто иное!

- Однако... даже людям, воспитанным внутри арабской культуры, нужны тафсиры - специальные книги, толкующие, объясняющие Коран, не правда ли?

- Да, несомненно, восприятие зависит от воспитания человека, его знаний, окружения, образования. Но чтение Корана, страница за страницей, аят за аятом - само по себе просветляет человека. Да, именно действует как просветление.

- Как ваша семья отнеслась к вашему выбору? Все-таки ваше место в обществе и в делах международных очень заметно: вы чрезвычайный и полномочный посол Итальянской Республики в Королевстве Саудовская Аравия.

- Я вырос в очень либеральной семье, устои которой держатся на уважении принципов свободы, терпимости и взаимопонимания. Потому нет и не могло быть никакого конфликта между мною и кем-то из членов моей семьи. Они уважают мой выбор, пытаются понять его, а отношения, какими они были, такими же и оста¬ются. Но при этом я, конечно, не молчу - стремлюсь все же выявить перед ними суть Единобожия и помочь им в понимании, что же есть истинно ислам.

- Президент Ирана Саед Мухаммад Хатами предложил ООН принять и на практике осуществить разработанную им концепцию «диалога цивилизаций». Но вот буквально через год-другой президент Джордж Буш-младщий начал открыто провозглашать и реализовать концепцию якобы «неизбежного конфликта цивилизаций», разработанную- Сэмюэлем Хантингтоном. Насколько влиятельны ныне эти концепции, по вашему мнению, и какая из них одержит победу в мировой политике?

- Могу лишь позавидовать вам как журналисту, который может свободно обсуждать такие вопросы. Но я - дипломат, представляющий интересы своей страны в иной стране, и у меня нет полномочий подвергать обсуждению действия президентов других стран и, тем более, давать прогнозы. Извините.

- А существуют ли контакты между руководством Саудовской Аравии и Ватиканом как государством и как центром католичества?

- Я - посол Италии, а не Ватикана. Согласно Конституции нашей страны все религии у нас свободны, и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещена, равно как по политическим, половым или расовым различиям. Конечно, общеизвестен факт, что государство Ватикан расположено на территории, точнее сказать, внутри территории Италии, внутри Рима. Особые отношения связывают Итальянскую Республику с Вати-каном, благодаря нашей истории и географии. Мы строим наши отношения на договорной основе, предполагающей веротерпимость и взаимоуважение. Естественно, свои отношения с другими странами, в том числе с Саудовской Аравией, Ватикан выстраивает самостоятельно. И ни они, ни мы не вмешиваемся в дела друг друга.

- В 2001 г. вы совершили первый в вашей жизни хадж. Какие чувства вы испытали в Мекке?

- Я был рад, восхищен и удивлен! Потрясающе видеть это огромное множество людей (более двух миллионов!), причем многие из них добрались туда с огромными трудностями, жили там, испытывая немалые трудности. Но было радостно наблюдать столько молящихся людей, стоящих под палящим солнцем... они приехали со всех концов света, совершают обряды, жертвоприношения... как это нелегко и финансово и физически! Но люди исполняют хадж как один из столпов Ислама. Если сравнить с другими столпами, то ведь они совершаются или каждый день, или раз в году, как пост в месяц рамадан или закят. Хадж, таким образом, выделяется среди других столпов. И я пережил его уникальность.

- Можно попросить вас произнести шахаду на родном итальянском?

- Шахада - самое краткое и емкое исповедание веры, данное человечеству через Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), по-арабски. И когда любой человек из любой страны, носитель любого языка готовится принять Единобожие - он должен произнести этот краткий символ веры именно и только по-арабски. Потому, извините, но я не стану менять это правило.

- И последнее: что бы вы по-желали мусульманам России?

- Я желаю правоверным вашей страны всяческих успехов! Они - наследники храбрых и мужественных людей, которые выстояли семьдесят лет при режиме, подавлявшем любые проявления религии. Если тогда традиции веры приходилось скрывать в подполье, то теперь их можно воплощать открыто. И я желаю, чтобы они смогли успешно справиться с этой новой задачей.

Журнал Ислам 2 (4) 2003 г.

Джаннат Сергей Маркус

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.