Что дороже намаза, поста и милостыни?

10 Февраль 2011
2362

Этика взаимоотношений мусульман.

Что дороже намаза, поста и милостыни?Соблюдение и сохранение равных, добрых отношений с людьми, укрепление дружбы и братства считается результатом доброты нравов. Мы находим много аятов Корана и хадисов, восхваляющих благонравие. Об этом говорится и в следующем хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Больше всего людей попадают в Рай за благонравие и богобоязненность» (достоверный хадис, рассказанный ат-Тирмизи).

Ценность и вознаграждение любви к брату по вере описать невозможно. В достоверном хадисе говорится: «Всевышний скажет в Судный день: «Где люди, которые полюбили друг друга ради Моего Величия?! Сегодня они будут находиться в Моей тени, в день, когда нет другой тени, кроме Моей» (Муслим). Под тенью Аллаха подразумевается тень, которую Творец создал для особых категорий людей. Если мы хотим подняться на высокую степень единства мусульман и братства между ними, мы должны соблюдать следующие пункты этики отношений между мусульманами:

1. Всё, чего желаешь себе, ты должен желать и другим, и всё, что ненавистно тебе, ты не должен допускать и по отношению к другим. В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает для брата по вере того, чего желает и себе».

2. Ни словом, ни действием нельзя наносить вред мусульманину, нельзя делать ничего, что бы ранило сердце другого. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, сказано: «Совершенный мусульманин тот, от языка (злословия) и рук (вреда) которого спасены другие мусульмане».

Шариат категорически запрещает направлять на мусульманина острые предметы: нож, кинжал, оружие и т. п. с намерением напугать его. В достоверном хадисе говорится: «Если проклинают ангелы до тех пор, пока он не уберет остриё» (Муслим). Запрещён даже взгляд, способный обидеть.

3. Со всеми мусульманами человек обязан быть скромным, простым, не гордым. В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Тот, в ком есть хоть маленькая частица (мискал) высокомерия, не войдёт в Рай».

4. Нельзя злословить, клеветать на мусульманина и нельзя слушать клевету других. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, сказано: «Клеветник в Рай не войдет». Халил бин Ахмад говорил: «Тот, кто клевещет перед тобой на других, будет клеветать и на тебя». Поэтому нельзя верить тем, кто распространяют клевету.

5. Нельзя держать в сердце обиду на мусульманина более трёх дней. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманину не дозволяется бросать своего брата по вере более чем на три дня и при встрече расходиться в разные стороны. Лучшим является тот, кто поприветствует другого первым».

В другом хадисе говорится: «Прощающему Аллах лишь возвышает его достоинство и степень».

6. По возможности человек всегда должен быть готов помочь и хорошему и плохому человеку. В хадисе, рассказанном ат-Табарани, говорится: «Основой ума можно считать доброжелательное отношение ко всем и помощь как хорошим, так и плохим людям».

Если ты уверен, что плохие люди превратят твою помощь в зло, то помогать им не следует. Например, если вы знаете, что деньги, данные вами кому-либо, используется для покупки водки, то помогать такому деньгами не следует.

7. Нельзя заходить в дома других людей без их разрешения. В хадисе, переданном Дару-Кутни, говорится: «Просите разрешения (т. е. стучите) три раза: в первый раз – они услышат, второй раз – подготовятся (принять гостья), а третий раз – или разрешат войти или откажут». Если и откажут, вовсе не следует обижаться (могут быть и уважительные причины для этого) и следует уйти.

8. С людьми нужно вести себя всегда красиво, добропорядочно, находя общую тему для разговора. С учёным необходимо говорить на его уровне, с невеждой – на его уровне, со слабым – в соответствии с его переживаниями и заботами.

В хадисе говорится: «Мы – пророки, нам велено говорить с людьми в соответствии с уровнем их разума» (Ибн Шуджайри и Ибн Умар. См. «Итхаф» т.1. С.558).

9. Необходимо уважительно относиться к старшим, и заботливо и с милосердием относиться к младшим. В хадисе, рассказанном ат-Табарани и Абу Давудом, говорится: «Тот, кто неуважительно относится к старшим и немилосерден к младшим – не из нас».

10. Ко всем людям необходимо относиться доброжелательно и милосердно. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Аллах любит добродушного человека, с которым легко ладить» (Байхаки). Но там, где по Шариату нужно сердиться, следует и сердиться.

11. Ни с кем не следует договариваться, не имея твёрдое намерение не нарушать договор. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Договор – это долг» (Ат-Табарани). В другом достоверном хадисе говорится, что нарушение договора является признаком лицемерия.

12. К людям необходимо быть более справедливым, чем к себе, нельзя делать другому то, что самому не понравилось бы. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока вы не пожелаете для брата по вере того, чего желаете и себе» (Аль-Бухари и Муслим).

13. Следует почитать человека достойного, выше по должности, которого чтит народ. Аллах повелел нам определить каждому место по его достоинствам и заслугам. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Когда к вам придёт почитаемый в народе человек, уважительно относитесь к нему» (Хаким).

14. Необходимо стараться обеспечить мир между людьми по мере своих сил. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Хотите, я скажу вам, что дороже намаза, поста и раздачи милостыни?». «Да, скажите!» – ответили сподвижники. Тогда он продолжил: «Это примирение людей, а разрыв отношений между ними, разлад сбривает религию» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). То есть внесение раскола и разлада между людьми губит, сбривает религию, как лезвие сбривает волосы на голове.

15. Нельзя разглашать недостатки и ошибки мусульман. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Погрешности того, кто скрывает недостатки мусульман, Аллах также не разгласит ни в этом, ни в Том мире» (Муслим). Если разглашение недостатков целесообразно для мусульман и Ислама, и человек не преследует намерения опозорить или навредить мусульманину, то в таком случае говорить о погрешностях разрешается.

16. Надо остерегаться того, что может вызвать наговоры на других. Однажды, когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) разговаривал со своей женой Сафийей, какой-то человек проходил мимо. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) остановил его и сказал: «Это моя жена Сафийя». Тот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я и не собирался даже думать о тебе ничего такого». Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Шайтан ходит в теле человека по тем же путям, что и кровь» (Муслим).

17. Если к тебе с уважением относятся богатые и властьимущие, используй их расположение к себе для помощи другим, в пользу нуждающихся.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Лучшая милостыня – это милостыня языка» (Хараити и ат-Табарани).

18. Необходимо приветствовать при встрече каждого мусульманина, пожать ему руку. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не отвечайте тем, кто начал разговаривать с вами до того, как поприветствует вас» (Ат-Табарани).

19. Если брата по вере, мусульманина ругают, бьют, притесняют, грабят, необходимо сделать всё возможное, чтобы его защитить. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кто бы ни защитил мусульманина, эта защита станет ему в Судный день преградой между ним и огнём ада» (Ат-Тирмизи).

20. Если мусульманин чихнёт, следует сказать «Ярхамука-ллах» (да смилуется над тобой Аллах!), ибо так повелел нам Пророк (салляллаху аляйхи васаллям).

21. Если по соседству или на работе попался плохой, скверный человек, надо остерегаться его, терпеливо перенося его характер, найдя к нему подход, защищаться от его вреда. В Коране говорится:

ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ السَّيِّئَة َ (المؤمنون، 96)

Смысл: «Отвергай плохое хорошим» (Коран, «Аль-Муминун»: 96).

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «В Судный день самым плохим перед Аллахом человеком является тот, с которым люди, боясь его вреда, стараются обходиться по-хорошему».

Мухаммад бин Ханафия (да будет доволен им Аллах!) отмечал: «Неумён тот, кто не может по-доброму обходиться с человеком, с которым порвать отношения невозможно, пока Аллах их не отдалит друг от друга».

22. По мере сил и возможности надо стараться быть рядом с бедняками и отдаляться от богатых.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «О Аллах, оживи меня бедным, умертви меня бедным, и воскреси меня вместе с бедняками». В хадисе, рассказанном Ибн Маджа, Хакимом и ат-Тирмизи, говорится: «Кто взял на обеспечение круглую сироту, тот непременно войдёт в Рай».

23. По мере своих сил и возможности мусульманам необходимо наставлять братьев по вере и радовать их. В хадисе говорится: «Тот, кто помог в нужде своему брату по вере, подобен человеку, который служил Всевышнему всю жизнь» (Аль-Бухари, ат-Табарани).

В хадисе, переданном ат-Табарани, говорится: «Самое лучшее и одобряемое Аллахом деяние – вселить радость в сердце верующего».

24. Когда мусульманин болен, его следует навещать. Не рекомендуется долго сидеть с больным, задавать ему много вопросов. Следует молить Аллаха о его здоровье, выражать ему сочувствие. В хадисе говорится: «Если человек навестит больного, он покроется милостью, а когда он сядет с больным, эта милость укрепится в нём» (Хаким, Байхаки).

25. Если мусульманин умрёт, то следует сопровождать его тело в последний путь. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни сопровождал покойного мусульманина, тот получит вознаграждение, равное горе Ухуд. Если он будет стоять рядом, пока его похоронят, то он получит вознаграждение, равное двум горам Ухуд» (Муслимом и аль-Бухари).

26. Следует посещать могилы умерших мусульман. В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Я запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их, это напомнит вам о потустороннем мире».

Одним словом, не смотрите ни на одного мусульманина свысока, унижая его достоинство, он может быть лучше вас, вы ведь не знаете, каков будет ваш конец или его конец. Пусть вам не покажутся лучшими людьми те, кто накопил много богатства, у кого красивая обстановка, если же так случится, то вы станете человеком, который возвеличивает этот мир, который Аллах считает низким и никчемным.

Не продавайте свою религию ради того, чтобы получить определённые блага, вы их не получите и окажетесь униженными и в убытке. Не проявляйте к другим вражды, даже если они нанесли вам вред – вам же будет трудно. Лучше всего переложить всё на волю Аллаха. Если они совершили деяния, не соответствующие Шариату, вы обязаны ненавидеть эти деяния, но самих людей вы должны жалеть. Если они хвалят вас, выражают к вам любовь и симпатию, не прельщайтесь, в реальности вы не найдёте среди сотен и одного, кто бы искренне, от души это говорил.

Не жалуйтесь им, открыто излагая своё положение, ибо в этом случае Всевышний может не помочь вам, а оставить вас на их опеку и милосердие. Не думайте, что в душе они так же хорошо относятся к вам, как и внешне, это напрасные надежды. Не гордитесь, думая, что вы не нуждаетесь в них, может получиться, что Аллах сделает так, чтобы вы нуждались в них. Если вы просите у брата по вере что-либо, и он вам помог, это значит, что он поистине ваш брат. Если не помог, и в этом случае не судите его строго, не обижайтесь на него. Не наставляйте человека, если заранее известно, что он не воспримет ваши слова, и наставляйте, не указывая прямо на личность, а намёком и деликатно. Если они помогли вам, благодарите Аллаха, Который покорил их сердца вам, просите Аллаха, чтобы Он не оставил вас на их попечении. Если они нанесли вам вред, полагайтесь на Аллаха и просите у Него защиты от их вреда, не старайтесь навредить в ответ, вам же будет трудно в этом мире, и этим вы повредите своей религии. Не говорите, что кто-то вас не уважает, ведь уважение зависит от Аллаха. Всегда прислушивайтесь к справедливым словам других, будьте глухи к их несправедливым нареканиям, не соответствующим истине. Не дружите одновременно со многими, ибо они цепляются за ваши мелкие недостатки, завидуют по мелочам, не держат в тайне ваши погрешности, не прощают ваши ошибки, злословят за спиной. Не верьте их любви, не испытав их дома, в совместном путешествии и в отношении к деньгам. Если вы после испытания найдёте достойного и вызывающего у вас доверие человека, который старше вас, относитесь к нему как к отцу, если младше – как к сыну, если ровесник – как к брату.

Да поможет нам Аллах соблюдать этику почитания среди братьев мусульман! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.