«У нас - свой великолепный клад!»

21 Февраль 2011
863

Беседа о культуре и религиозных традициях.

«У нас - свой великолепный клад!» Религия и культура тесно связаны друг с другом в жизни человека. Об этом мы беседуем с заместителем министра культуры Республики Дагестан Магомедрасулом Магомедрасуловым.

– Позвольте начать не с практического, а с теоретического вопроса  об этике. Как культура влияет на нравственность человека?

– Культура «обречена» на воспитание человека, воспитания без нравственности не происходит, культура по сути своей рассчитана, чтобы воспитывать в человеке самые хорошие качества, которые он должен передавать из поколения в поколение. Воздействие на человека через культуру можно произвести через художественную литературу, кино, театр и т. д.

– Есть ли в планах республиканского Министерства культуры мероприятия исламского характера, постановки в театрах, выставки или фильмы?

Именно исламского характера – нет. Но что касается постановок, где отражается роль деятелей Ислама в исторических процессах становлении Дагестана, в развитии Дагестана – конечно, есть. В театрах есть постановки по книге «Имам Шамиль», у нас уже два года функционирует Отдел кинематографии. Сейчас ведётся большая работа по сбору  достоверной информации об истории Дагестана дореволюционного и послереволюционного периодов. На основе этих данных будут сняты и художественные и документальные фильмы.

– Какие приоритетные задачи стоят перед Министерством и как его деятельность влияет на нравственное положение в обществе?

– Говоря в целом, основная деятельность Министерства – это участие в реализации всех программ, рассчитанных на воспитание гражданина Республики Дагестан, а в узком – это развитие национальных культур наших народов: языков и обычаев, разных традиций разных народов нашей многонациональной Республики, на основе исторических документов, книг и рукописей

– Актуален ли вопрос восстановления  национальных памятников?

– Этот вопрос поднимается не только старшим поколением, но и всеми, кто озабочен развитием культуры. Ведь от недавнего советского прошлого мы поучили, среди прочего, очень искаженные материалы Кавказской войны, неполные или просто неверные сведения о жизнедеятельности имама Шамиля и других великих личностей в истории Дагестана.
Сегодня, в первую очередь, наша задача – выявить публичноскрытые ранее исторические документы, документально обозначить роль той или иной личности в истории Дагестана. К нашему счастью, появилась возможность иметь контрольную функцию в плане защиты интересов тех, кто занимается охраной  памятников истории и архитектуры. Огромное количество этих памятников имеют прямое отношении к религии: это мечети и мемориальные кладбища, дома видных алимов и т. д. Таких религиозных объектов у нас – около тысячи. Государство, в лице Министерства культуры, делает всё, чтобы с этих памятников не исчезал ни один камень. Люди, которые покушаются на эти памятники, перешагивают через закон и их привлекают к уголовной ответственности.

– Почему, по Вашему мнению, оттесняя истинные духовные ценности наших народов, на свет всё увереннее выходит пропаганда безнравственности? Ведь она ведёт к деградации общества…

– Оттеснения нет. Чаще всего: какие-то мероприятия проводят частные лица, которые пытаются заработать таким образом.  Мы к ним не имеем никакого отношения. Хотя жалобы поступают в наш адрес – и приходится им объяснять эту ситуацию.
В этом вопросе государству тяжело запретить что-либо, когда сам закон защищает интересы частного предпринимателя. Что касается  деятельности Министерства культуры – то нет ни одного факта, чтобы мы, игнорируя национальные традиции, во вред этому показывали «современные представления» или давали им преимущество. А что касается современных форм культуры, тем более в светском государстве – мы не можем заниматься запретами.

– Что Вы можете сказать о проблемах, связанных с процессом исламизации в Дагестане?

– Сегодня любому дагестанцу дана возможность совершать религиозный ритуал, все обряды, нет никаких запретов на религиозную деятельность. Не запрещено вводить в школьную программу предмет по религиоведению – и это надо приветствовать, ведь это великолепная победа дагестанского общества. Но иногда настораживают перегибы, которые мы видим. Перешагивая наши вековые традиции, люди берут пример с многих арабских стран. Если посмотреть историю развития религии в ХVI—XVII веках, то такого количества учёных, разбирающихся в  Исламе, как в Дагестане – мало где было! И по сей день имеется много великолепных источников, которые остались нам, их потомкам, в наследство – они хранятся в мечетях. Иногда забывая о них, мы прибегаем к помощи сомнительных источников, написанных учёными других стран. У нас есть великолепный клад, который надо использовать в воспитании и обучении молодёжи.

 – Совсем недавно на Манежной площади в Москве мы видели негативный социальный инцидент. Проводятся ли какие-нибудь меры, например, лекции в учебных заведениях, чтобы молодёжь не поддавалась на провокации и вела себя, как подобает дагестанскому народу и мусульманам – ведь Ислам это мирная религия!

– Мы давно отреагировали на эти явления, и не только на ситуацию на Манежной площади.  Естественно, во всех учебных заведениях под ведомством Министерства культуры ежегодно составляется план и с учётом тех событий, которые проводятся для дагестанской молодежи. На совещаниях с руководителями учебных заведений мы вырабатываем механизмы по исключению подобных социально-негативных проявлений в Дагестане – и это не разовое мероприятие. Повторю: мы составляем такой план на год. К сотрудничеству в этом деле мы приглашаем работников государственных органов, религиозных деятелей, кстати, именно представителей исламского общества – больше, чем других. И с их участием прорабатываем проблемы борьбы с алкоголем, наркоманией, национализмом…  В этом плане – проблем нет, мы делаем эту работу и будем продолжать её, независимо от таких ситуаций, как на Манежной площади.

– Есть ли сегодня среди нас в Дагестане истинные меценаты, вкладывающие свои средства в сферу культуры, для развития нашего национального самосознания, для преумножения духовных ценностей? К примеру – ради открытия музеев, восстановления исторических памятников?..

– Наша республика открыто называется «музеем под открытым небом». Дагестан – единственная в мире точка, где люди общаются на таком количестве языков, где функционируют 11 государственных театров, в том числе и 9 национальных. Это единственный в мире регион, через который проходят 12 климатических поясов. Во всём этом, несомненно, Дагестан просто уникален – но, к сожалению, хвастаться личным меценатством почти нечем, так как вкладывают в культуру всего… несколько человек.

– Составляя план развития культуры Дагестана на ближайшие годы, думали ли Вы над тем, какое место в жизни общества играет религия?

– Не думали, потому что человек, который сегодня является государственным чиновником и определяет деятельность государственного органа, естественно, по сути своей не имеет права думать «за религию». Но ни один план работы любого государственного органа, в том числе и Министерства культуры, не составляется без учёта специфики менталитета и особенностей дагестанских народов. Очень много ведь связано с религией и её праздниками, памятниками и традициями.

– Какие вопросы сегодня возникают в Вашем ведомстве, в частности, в сфере влиянии Ислама на формы государственного устройства, становления мусульманской научной и философской мысли?

– В светском государстве Ислам не может влиять на деятельность государства, естественно, и государство не должно мешать религии. Государство должно поддерживать все начинания религии в плане воспитания молодёжи. Что касается формирования религиозной философии, то здесь один из инструментов нашего общего культурного развития – это возрождение тех источников традиционной религии, которые находятся на территории Республики в библиотеках, музеях и мечетях. Вот на основе чего надо будет выработать единое учебное пособие и на основе чего можно проводить эту работу! – в этом плане государство всегда оказывает содействие.

– Какими явлениями дагестанской культуры лично Вы восхищаетесь? Если бы, например, у вас гость нашей Республики спросил, что в Дагестане есть уникального и чем можно гордиться – что бы Вы ему ответили?

– Первый повод для восхищения – это сам факт многообразия национальных культур. Дагестанские мастера  по работе с камнем – также очень разнообразны в своём искусстве и аналогов им ещё нет, как нет аналогов и каменосрубному способу строительства домов, и кубачинским работам с металлом. А самое главное – это сохранившаяся религиозная традиция, которая переходит из поколения в поколение.

  Магомед-Расул Махдиев.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.