Мексика и Ислам - понятия совместимые

1 Май 2010
1104

Мексика и Ислам - понятия совместимыеМексиканские Соединённые Штаты - государство, занимающее северную, самую широкую часть перешейка, протягивающегося к югу от границы США и соединяющего Северную Америку с Южной Америкой.

Мексика была колыбелью древних цивилизаций Нового Света. Сейчас в ней проживает пятая часть всего населения Латинской Америки.

Столица – Мехико. Население – 104,96 млн. человек (2004). Государственный язык – испанский. Господствующая религия – католицизм. Административно-территориальное деление: 31 штат и 1 столичный федеральный округ.

Мексика — один из древнейших на нашей планете очагов цивилизации, истоки которой теряются в глубине тысячелетий. В те времена, когда большинство европейцев жило в лесах, в Мексике строились величественные храмы и дворцы, развивались астрономия и медицина, создавались прекрасные произведения искусства.

Самостоятельное развитие индейских народов Мексики было прервано в начале XVI века испанским завоеванием. Как и повсюду в завоеванных землях, колонизаторы осуществили насильственную христианизацию местного населения. Хотя последний мусульманский оплот в Испании — Гранадский эмират — пал в начале 1492 года, за несколько месяцев до открытия Америки Колумбом, а инквизиция прилагала усилия к тому, чтобы стереть все следы присутствия Ислама на испанской земле, тем не менее, в языке и культуре испанских завоевателей сохранилось много элементов арабо-мусульманского происхождения. В испанский язык вошли тысячи арабских слов, в архитектуре католических соборов колониального периода можно без труда увидеть арабские элементы. Не исключено, что еще в XVI веке среди испанских переселенцев в Мексике были тайные мусульмане, спасавшиеся в Новом Свете от преследований инквизиции.

В начале XIX века в результате национально-освободительной войны Мексика добилась независимости от Испании. Страна была провозглашена светским государством, и католическая церковь утратила свою монополию в духовной жизни общества. В конце XIX — начале XX веков в Мексику прибыло много иммигрантов с Ближнего Востока, главным образом это были выходцы из Сирии и Ливана. Хотя большинство их было христианами, среди них было также значительное число мусульман. Однако иммигранты-мусульмане, оторвавшись от корней и оказавшись в немусульманском окружении, как правило, постепенно утрачивали свою исламскую идентичность.

Со времен насильственного обращения в Христианство испанскими конкистадорами подавляющее большинство мексиканцев – в 1990 почти 90% было, по крайней мере формально, римскими католиками. Тем не менее, для Мексики характерна крайне активная антиклерикальная традиция. Мексиканские революционеры вели очень длительную и часто ожесточённую борьбу с церковной иерархией, которая до 1850-х годов владела почти половиной земель Мексики, контролировала почти все школы и больницы и функционировала фактически как государство в государстве. По положениям мексиканской конституции, религиозным организациям запрещено владеть землёй или управлять школами; монашеские ордена запрещены; религиозная служба может вестись только внутри церковных зданий, принадлежащих государству; а духовенству запрещено голосовать и публично комментировать политические проблемы. Однако с 1940-х годов католические иерархи отказались от резких форм выступления против мексиканской революции, а правительство приостановило проведение в жизнь антиклерикальных законов. Более 3% мексиканцев придерживаются различных форм протестантизма, но имеются и небольшие, но процветающие мусульманские общины. Как и во всём мире наблюдается тенденция к принятию мексиканцами Ислама.

Еще в начале 90-х годов прошлого века в Мехико (крупнейшем городе мира с населением более 20 миллионов человек!) не было ни одной мечети. Ситуация начала кардинально меняться лишь несколько лет назад. В 1995 году Марк (Омар) Вестон, англичанин по происхождению, принявший Ислам в 1988 году, основал исламский культурный центр Мексики. Результатом деятельности этого Центра стало объединение существовавших ранее мелких разрозненных групп мусульман и начало активной миссионерской деятельности среди немусульман. За последние пять лет более тысячи мексиканцев приняли Ислам. В настоящее время помимо Мехико мусульманские общины существуют также в Монтеррее (штат Нуэво-Леон), Торреоне (штат Коауила), Гвадалахаре (штат Халиско), Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (штат Чьяпас) и некоторых других городах.

Мексиканские мусульмане поддерживают тесные контакты с единоверцами из других стран Латинской Америки. В частности, они участвовали в создании Исламской организации Латинской Америки летом 1997 года в Аргентине и Ассоциации мусульманских интеллектуалов Латинской Америки в этом году в Сан-Паулу (Бразилия).

В настоящее время, по мнению некоторых экспертов в Мексике насчитывается около 40 тысяч мусульман. Конечно, для страны, население которой приближается к 100 миллионам человек, это очень мало. Однако Ислам имеет огромные перспективы для распространения в стране, особенно среди обездоленных слоёв населения.

Литература

Макаров А. Ислам в Мексике. Газета «Современная мысль»

Машбиц Я.Г. Мексика. М., 1961

История литератур Латинской Америки, т. 1., М., 1985; т. 2, М., 1988; т. 3, М., 1994

Лапишев Е.Г. Мексика на рубеже двух веков. М., 1990

Козлова Е.А. Становление мексиканской живописи 16–18 вв. М., 1996

Очерки истории латиноамериканской жизни. М., 1999

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.