Несправедливость нас погубит…

2 Май 2011
5992

Справедливость – мерило всех наших поступков

Несправедливость нас погубит…Уважаемые братья, жизнь удивительна. Каждый из нас имеет профессию, какую-то работу, и от каждого зависит что-то в этом обществе. Каждый может совершить хороший и плохой поступок. Но если человек возглавляет компанию, или же директор организации, то у него есть и подопечные, рабочие, от него зависит их продвижение по работе и в обществе. Всевышний в Коране говорит:

﴿إِنَّ اللهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ وَإِيتَائِ ذِي الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغْيِ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ﴾

[سورة النحل: الآية 90]

(смысл): «Воистину, Аллах велит нам соблюдать справедливость, равноправие, и распространять добро между людьми, помогать родственникам, близким, также Всевышний отдаляет нас от мерзости, от порицаемого, и от проявления насилия, и наставляет с тем, чтобы мы приняли это наставление». В другом аяте Аллах говорит:

﴿وَإِذَا حَكَمْتُمْ بَيْنَ النَّاسِ أَنْ تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ﴾

[سورة النساء: 58]

«Когда вы решаете вопрос между двумя спорящими, то решайте справедливо», т.е. нам сегодня необходима в обществе справедливость в любых вопросах. Если мы заглянем в историю человечества, то увидим много тиранов, людей, которые жили на несправедливости, на притеснении людей. Конечно, что остаётся обычному человеку? Только лишь просить Всевышнего, и, как говорится в хадисе: «Аллах не отвергает мольбу притеснённого», его мольбу Всевышний не отвергает. В любых вопросах, будь то сделка или что-то другое, нужно проявлять справедливость. В Священном Коране Аллах говорит:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنْتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمَّى فَاكْتُبُوهُ ـ وَلْيَكْتُبْ بَيْنَكُمْ كَاتِبٌ بِالْعَدْلِ﴾

[سورة البقرة: الآية 282]

«О те, которые уверовали! Когда вы совершаете какие-то сделки на определённый срок, то записывайте эту сделку на бумаге, и пусть пишет между вами пишущий человек справедливо», т.е. записывая истинные меры, записывая ту или иную сумму или размер, которые должны давать, не обманывая, не повышая цен и т.д. – это то, к чему нас призывает Всевышний.

Аллах велит проявлять добро по отношению к людям. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"إن الله كتب الإحسان في كل شيئ"

(رواه مسلم والنسائي)

«Всевышний предписывает нам добро по отношению ко всему», будь то одушевлённые вещи или неодушевлённые, растения, животные и т.д., не говоря уже о самом человеке. Фузайл бин Ияз (да будет доволен им Аллах) говорит:

لو أحسن الرجل الإحسان كله وكان له دجاجة فأساء إليها لم يكن من المحسنين

«Если человек будет исполнять добро как может, со всем усердием, и если у него будет одна курица, к которой он проявляет зло, то этот человек не является тем, кто добр к людям».

К чему мы это всё говорим, уважаемые братья? В наше время есть много разных профессий, есть много разных категорий людей, от которых зависит что-то в нашем обществе. Если человек учитель в школе, в исламском заведении, он должен учить добру, поступать справедливо. Ни в коем случае он сам не должен показывать несправедливость. Учитель есть учитель. Он тот, на кого смотрят, с кого берут пример. И если он будет говорить одно и совершать другое, то его ученики, его подопечные не будут следовать за ним. Взять, к примеру, обычного тренера в спортивной школе. Бывают дети, которые не слушаются своих родителей, учителей, никого кроме этого тренера. Они видят в нём человека, которому можно подражать, видят в нём только хорошее. Любой человек, который обучает, должен говорить ученикам, что полученные знания нужно использовать ради Всевышнего, ради своего здоровья, во благо людям. Если же он будет обучать их плохому, то свою долю их греха и он тоже получит. Мы сегодня должны стараться совершать добро всем. Если наш брат по вере не может что-то сделать, то мы должны помочь ему. Если же мы будем так поступать ради своих целей и будем совершать афёры, искать разные способы заработка на чужом горе, то наша жизнь будет прожита зря, и Всевышний за это накажет.

Мы сталкиваемся с разными видами жульничества. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"من غشنا فليس منا"

(رواه مسلم)

«Человек, который обманывает нас, не из нас». Мы, уважаемые братья, должны поразмыслить: может быть, за нами есть деяния, от которых кто-то страдает, может, кто-то сторонится нас, избегая зла, который исходит от нас. Человек, который занят собиранием богатства ради своей прихоти, забывает, что всё в этом мире мимолётно. И в Судный день он будет отвечать за обиды, которые нанёс людям. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"ثلاث مهلكات"

«Есть 3 вещи, которые губят человека»,

"شح مطاع"

«Алчность, которой подчиняется человек»,

"وهوى متبع"

«Страсти, за которыми он следует»,

"وإعجاب المرء بنفسه"

(رواه الطبراني والبيهقي)

«И самодовольство человека».

Уважаемые братья, человек, который старается лишь для своего живота, не может проявлять добро, не может проявить взаимопонимание к другому человеку. И тем самым может только навредить. Нужно опомниться и понять, для чего мы живём, какова цель жизни. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"من سن في الإسلام سنة حسنة فله أجرها وأجر من عمل بها"

«Тому, кто проложит хороший путь в Исламе, будет воздаяние за то, что он так поступил, и будет воздаяние всех тех людей, которые поступили в соответствии с ним». Какое же вознаграждение получает человек? Если он совершил хороший поступок, который до него не совершали, и люди за ним последовали, он получает своё воздаяние и воздаяние тех, кто последовал за ним в этом поступке. Далее Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"ومن سن في الإسلام سنة سيئة كان عليه وزرها ووزر من عمل بها من بعده من غير أن ينقص من أوزارهم شيئ"

(رواه مسلم)

«А тому, который проложит в Исламе плохой путь, воздастся в Судный день за этот грех, и за грех всех тех, кто последовал за ним, не умаляя из этого греха ничего». Есть наши братья по вере, которые и в мечеть ходят, и называют себя мусульманами, но в то же время могут быть владельцами винных заводов, распространителями запретного в Исламе. Но мы, к сожалению, оттого, что получаем свою долю в этом мире и забываем Ахират, не обращаем на это внимания и следуем за своими страстями, о чём Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, что это то, что губит человека.

Есть и другие виды заработка. Каждый из нас сталкивался с тем, что либо он сдаёт жильё, либо сам снимает, и часто бывает, что сдаётся квартира по часам. Это делается для того, чтобы совершить прелюбодеяние. Но мало кто звонит хозяевам подобных квартир и говорит, что они распространяют смуту, незаконнорожденных детей, гибель. Но хвала Аллаху, есть люди, которые таким людям объясняют запретность их деятельности. Бывают, что те оставляют этот запретный поступок.

Мы, уважаемые братья, часто не обращаем внимания на то, что когда мы сдаём квартиру одному человеку, а этот человек пересдаёт ещё другому человеку. И тем самым хозяин не знает что творится в его доме. Это же запрещено.

Мы сегодня видим много несправедливости. Это время смут. И на чистого человека, не совершившего никакого преступления, могут повесить преступление и посадить в тюрьму. А человека, который совершил много плохого, могут освободить. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Есть три вида судьи: двое попадают в ад, и один - в рай», т.е. двое судили несправедливо и попадают в ад, а тот, кто судил по справедливости, попадает в Рай. Мы должны смотреть, какой хлеб кушаем. Разве взятка, которая нам даётся, может нас сделать счастливыми людьми на этом свете и на Том? Конечно же, нет. Однажды к Умару (да будет доволен им Аллах) пришли двое. Один был мусульманином, а другой иудеем, и между ними возник спор. Послушав их, Умар (да будет доволен им Аллах) вынес решение в пользу иудея, так как правда была на его стороне. Тогда иудей говорит: «Мы находим в своих книгах: когда судья судит, то с ним два ангела, которые помогают ему, но как только он отходит от истины, то ангелы бросают его так же, как он бросил истину».

Судить своего сына

Умар (да будет доволен им Аллах) - это великий человек, с которого мы должны брать пример. Сегодня, если кто-то совершил преступление, его не трогают, если он сын влиятельного или богатого человека. Это неправильно. Приведём ещё одну историю, которая случилась с Умаром (да будет доволен им Аллах) и его сыном. Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) читал проповедь своим сподвижникам. В этот момент к нему подходит девушка, на руках которой младенец. Она отдаёт младенца в руки Умара (да будет доволен им Аллах) и говорит: «Это твой сын». Умар (да будет доволен им Аллах) говорит: «Как это может быть, я его не знаю!», тогда она отвечает: «Однажды я проходила по улице и встретила твоего сына, он был пьян и напал на меня, я потеряла сознание, через некоторое время я узнала, что беременна, я спряталась от своих родственников, хотела убить ребёнка, но не смогла, и родила, и вот я пришла к тебе, чтобы ты судил по справедливости». Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) отправился к своему сыну, который в это время ел, и сказал ему: «Ты ешь, и, возможно, эта еда будет твоей последней едой». Тогда изменилось лицо Абу Шахмата, сына Умара (да будет доволен им Аллах). Умар (да будет доволен им Аллах) начал расспрашивать его подробно о случившемся. Абу Шахмат признался, что на самом деле было такое. Умар (да будет доволен им Аллах) привёл его на суд, чтобы решить справедливо, так человека, который совершил прелюбодеяние, ожидало 100 ударов плетью. Абу Шахмат попросил Умара (да будет доволен им Аллах): «Не позорь меня, лучше здесь же разруби меня на куски». Но Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что в Коране есть указание, чтобы определённый вид наказания распространяли среди людей.

Приведя его на общий суд, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал своему подчинённому, чтобы тот ударил сына плетью 100 раз. Когда число ударов достигло 70, сын Умара (да будет доволен им Аллах) ослаб и стал просить, что он откупится от этого поступка, но Умар (да будет доволен им Аллах) судил справедливо. Когда число ударов достигло 90, дыхание и сердцебиение Абу Шахмата ослабли, и он приблизился к тому, чтобы покинуть этот мир. Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Абу Шахмат, если мы искупим этот грех, ты будешь чист перед Аллахом и я буду чист, передай салам Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и скажи ему, что я руководствуюсь Кораном, и распространяю справедливость плетью». Когда же сын Умара (да будет доволен им Аллах) умер, через некоторое время Хузайфа - был такой сподвижник (да будет доволен им Аллах) - увидел во сне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), а рядом с ним стоял сын Умара (да будет доволен им Аллах) в красивом одеянии, с короной на голове, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, чтобы передал салам Умару (да будет доволен им Аллах), и чтобы продолжал следовать Корану, Абу Шахмат также передал салам своему отцу.

Нам же тяжело справедливо судить своих детей, но Умар (да будет доволен им Аллах) показывает, какой должна быть справедливость. Если каждый человек, от которого зависит что-то, будет справедливо судить, то среди нас не будет притеснённых. Пусть Всевышний поможет нам следовать истине!

Почувствовать на себе состояние притесненного

Есть другой рассказ, где говорится, что Кисра, один из правителей, нанял учителя своему сыну, чтобы тот обучил его этике. Когда сын достиг вершин этой науки, учитель за что-то сильно ударил своего ученика, сына правителя. У сына правителя в сердце оставалась ненависть к учителю за его удар. Через некоторое время, когда сын стал правителем, он подозвал к себе учителя и спросил: «Какой повод я тебе дал, чтобы ты меня ударил?». Учитель отвечает: «Я совершил это затем, чтобы ты почувствовал, каково бывает притеснённому человеку, чтобы ты почувствовал его боль, чтобы ты это вкусил, и когда ты станешь правителем, чтобы ты не мог так же поступить с другим человеком». Тогда правитель и бывший ученик воздал учителю за науку добром и поблагодарил его.

Дай Аллах нам помощь, чтобы мы с сегодняшнего дня могли исполнять всё, что от нас зависит, по справедливости! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Мусульманка