Атрибут счастья не должен приносить зло

23 Ноябрь 2010
960

Религия – это опора общества, регулятор общественной жизни.

Амирханов Хизри АмирхановичАмирханов Хизри Амирханович – один из ведущих учёных страны и мира в области археологии каменного века. Родился 29 декабря 1949 г. в высокогорном ауле Анди Ботлихского района Республики Дагестан.

В 1972 г. окончил исторический факультет Дагестанского государственного университета, прошёл аспирантскую подготовку в Ленинградском отделении Института археологии РАН. С 1977 г. – научный сотрудник Института археологии АН СССР, с 1994 г. – заведующий организованным им отделом археологии каменного века ИА РАН. Доктор исторических наук (1990), профессор (1999), член-корреспондент РАН (2003), член-корреспондент Германского Археологического Института. С 2008 г. – заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН. В 2009 г. избран директором Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и председателем Дагестанского научного центра РАН. Научные интересы А.Х. Амирханова сосредоточены в области археологии и истории Кавказа, Восточной Европы и Ближнего Востока.

– Хизри Амирханович, Вы – человек науки, посвятили себя этому благородному делу. Скажите, пожалуйста, что для Вас значат знания?

– Знание – это то, что облагораживает нашу жизнь. Знание – основа гармоничного устройства всех сторон жизни. Знание – мир, терпение и терпимость. Существует девиз «Знание – сила!». Если слово «сила» мы понимаем здесь, как силу доброй воли, то этот девиз верен. То есть, верен только в том случае, когда знание неотрывно от морали, а интеллект – от нравственности. Знание, отделённое от морали и нравственности, как и любое другое человеческое проявление, может быть и злом. Знание, подкреплённое моралью – созидательно. Невежество же, как противоположность знания, агрессивно и разрушительно по своей сути.

Практически во всех философских системах и Востока, и Запада знание рассматривается, как несомненный атрибут счастья. Речь идёт, конечно, о счастье подлинном, всеохватном и мало кем достижимом, а не о счастье в бытовом понимании. Именно к последнему, а не тому, который мы имеем в виду, значению счастья, относятся такие крылатые выражения, как «во многом знании – много печали» из Библии или «горе от ума» у Александра Грибоедова.

Интересно, что во многих языках понятия «знание» и «сознание» обозначаются одним и тем же словом. Каждый из нас начинает познавать мир с момента рождения и его сознание, как человека, развивается параллельно этому познанию. На пути совершенствования человек преуспевает настолько, насколько он успешен в познании мира. Не зря «восточная» мудрость гласит: «мудр не тот, кто долго жил, а тот, кто много видел».

Говоря о науке, нельзя не говорить об учёных. Это, конечно, отдельная большая тема и в нескольких фразах её не раскроешь. Учёные это те, кто посвятили жизнь познанию мира, человека и общества в их различных проявлениях, сделали это профессией. Они делают выбор в молодости, когда каждый, или почти каждый из них, руководствуется искренними порывами, свободен от конъюнктуры и не опутан канатами бытовых проблем. Те из них, кто сохранил верность своему выбору, и, при этом не обделён талантом, обязательно достигают цели своего жизненного предназначения. Следующим поколениям они оставляют мир ещё красивее, чем сами получили его в дар, придя в эту жизнь.

– Насколько богата история Дагестана и насколько она изучена сегодня?

– Особенность науки истории определяется тем, что она относится к комплексу дисциплин о человеке и обществе. Если в науках о природе человек выступает только в качестве субъекта познания, то в области исторических исследований он является одновременно и тем, кто изучает, и тем, кого изучают. Отсюда специфика и особые сложности познавательного процесса. Тем не менее, как и в естествоведческих науках, тут есть и чёткий предмет изучения, и строгие методы анализа. Понимание и умелое использование соответствующих средств делает возможным представить сложные процессы, факты, лица прошлого и настоящего во всей полноте их закономерной взаимосвязи, а не просто в виде хаотического набора событий. Именно поэтому историческая наука способна дать не только оценки современной жизни, основываясь на обобщении прошлого, но и предвидеть общие контуры достижимого будущего.

Говорят, история – наука политизированная, а потому необъективная. История политизирована настолько, насколько политизировано общество. Гражданский долг учёного, профессионала-историка заключается, в частности, в том, чтобы просвещать общество и, если надо, стараться освобождать это общество от естественной или культивируемой кем бы то ни было засоренности.

Насколько неповторимо географическое положение Дагестана, настолько же своеобразна и его история. С одной стороны, на одной части Дагестана – в приморье – нашли отражение почти все наиболее крупные исторические события Евразии. А с другой стороны – во внутренней, горной части территории развитие исторического процесса демонстрирует типичную для собственно Кавказа и только для него картину прошлого. Но есть ещё и третья, и четвёртая стороны. Изучая язык, культуру, историю дагестанских народов, мы видим, насколько заметно они подвергались воздействию внешних импульсов как со стороны юго-восточной Европы, так и в направлении с юга на север. Эти постоянные и сменявшие одна другую инокультурные новации перерабатывались и укоренялись здесь настолько прочно, что теперь они воспринимаются нами уже как сугубо самобытные. Многие отмечают тот факт, что дагестанцам не свойственны ксенофобия, этническая нетерпимость. Может быть, отчасти это объясняется присутствием подсознательного исторического опыта? Того опыта, который формировал народы, вёл их через испытания и хранил на крутых поворотах истории.

История, как наука в наши дни – это не сфера деятельности неторопливого летописца, уединившегося от мирской суеты, а современная комплексная наука. Она интегрирует такие родственные дисциплины, как археология, этнография, нумизматика, эпиграфика, история искусств, антропология и другие, и использует их данные для воссоздания картины прошлого. А названные науки, в свою очередь, активно используют возможности естественных наук: физики, геологии, биологии, химии.

– Как Вы оцениваете сегодняшнюю молодежь?

– Люди моего возраста обычно ругают молодёжь, ворчат, что она теперь не та, что прежде. По-моему, грехов у нынешней молодёжи не больше, чем в любые другие времена. Просто времена иные и грехи другие. Мне, наверное, везёт, но за большинство из тех молодых людей, с которыми я сталкиваюсь по научной работе, хочется радоваться.

Отрадно, что проверенные веками, но пошатнувшиеся было в нашей стране в последние два десятилетия устои и ценности, постепенно возвращаются на своё место. В выборе жизненного пути у молодёжи наука снова оказывается одним из желанных приоритетов. Есть большой конкурс в аспирантуру, что позволяет осуществлять отбор наиболее талантливых претендентов. Поступившие таким образом в аспирантуру, а также члены учёных советов институтов, занятые отбором именно такого рода, далеки от духа тотальной коммерциализации. Молодые и пожилые – они являются той частью общества, которая хранит бывшее традиционным для дагестанского общества почти благоговейное отношение к учёности и настоящим учёным.

В становлении нового поколения учёных Дагестана большая ответственность лежит на руководителях научных учреждений. Мы в Дагестанском научном центре осознаём меру этой ответственности и стараемся соответствовать ей. Конкретные задачи в этом плане имеют различный характер. Это и жилищная проблема, и обустроенность быта, и достойные условия работы, предполагающие высокую результативность, и возможности научного роста. А основанием всей работы научного коллектива должна являться атмосфера творческой раскованности, в которой сотрудник ощущает себя одинаково комфортно, независимо от того, молодой он или пожилой.

– Насколько реальна интеграция светской и религиозной сфер образования в современной жизни?

– Не нужно пытаться их совмещать, потому что научное образование – это вопрос определений, а что же такое религиозное образование? В зависимости от того, как мы будем отвечать на эти вопросы, будет зависеть и ответ. Если совпадают задачи того и другого, то тогда не нужно делить образование на религиозное и светское, а если не совпадают, то тогда отпадает вопрос их совмещения.

– Как Вы считаете, помогает ли учёному вера?

– Вера в данном случае – это то, что имеет отношение к нравственности, духовной составляющей учёного как человека. Конечно же, кроме благотворного, никакого другого влияния не может быть, потому что взять нашу веру или любую другую религию, их моральные постулаты более или менее совпадают, суть одна и та же, и мы должны руководствоваться этими положениями. Чем это может быть плохо? Только хорошо, а для некоторых может быть просто необходимо. Не может быть так, чтобы учёный был верующим или неверующим, религиозным или нерелигиозным в научной сфере, а в жизни – другим. Человек одинаков в своих проявлениях, в своих действиях как в научной сфере, так и в бытовой, так и в общественной. Нравственные установки религии как раз таковы – это опора, которая, во-первых, помогает тому, кто ищет эти опоры в жизни, с другой стороны, это регулятор общественной жизни. Но есть вещи несомненные, абсолютные, незыблемые, которые не могут быть предметом дискуссии. И такие установки существуют в религиозной системе, они не обсуждаемы, их надо выполнять, и они не вредны, они на пользу для того, чтобы существовать достойно и продолжать человеческий род.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.