Самовоспитание. Польза от голодания

5 Август 2011
8298

«Освещайте свои сердца голодом, боритесь со страстями голодом и жаждой, стучите в двери Рая голодом»

СамовоспитаниеЧеловеку сложнее справиться с нафсом, чем с шайтаном, потому что он может взять верх над человеком с помощью его страстей. Поэтому мы должны думать о том, как проводим каждый день: следуя законам Аллаха или идя по пути, указанному шайтаном? Человеку следует размышлять о своём бытии, иметь намерение исправиться в будущем.

О достоинстве такого размышления в хадисе говорится: «Размышление в течение одного часа лучше поклонения в течение года». И во многом эти размышления зависят от того, что мы едим.

Если человек употребляет дозволенную пищу, приготовленную с омовением, то его тянет к совершению благого. А если он будет употреблять всё подряд, невзирая на его дозволенность, то он будет потакать своему нафсу и совершать грехи. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Освещайте свои сердца голодом, боритесь со страстями голодом и жаждой, стучите в двери Рая голодом (т. е. вознаграждение за голод – это Рай). Поистине награда за голод подобна награде за джихад на пути Аллаха. Нет деяний более угодных Всевышнему, чем голод и жажда».

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Абу-Бакр сказал: «Я не наедался с тех пор, как стал мусульманином, желая почувствовать сладость поклонения Аллаху».

Когда человек много ест, его тело тяжелеет, слабеет, человека тянет ко сну. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не убивайте сердца большим количеством еды и питья. Сердце подобно растению: оно погибает, если его не поливать».

В другой раз Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине шайтан двигается внутри человека подобно крови. Сужайте его пути голодом».

Всевышний сотворил:

1. Ангелов, наделив их разумом, но не дав им страстей.

2. Животных, наделив их страстями, но не дав разума.

3. Людей, наделив их и страстями, и разумом.

Тот, в ком преобладает разум, лучше, чем ангелы, а тот, в ком преобладает страсть, – хуже животных. Так говорит имам Газали.

Один из праведников Ибрахимул Хавас сказал: «Однажды я увидел гранатовое дерево, и мне захотелось испробовать его плодов. Сорвал гранат и попробовал, нашёл его кислым и, выбросив, пошёл дальше. По пути я встретил человека, лежащего на земле, а вокруг него роились комары. Я поприветствовал его: «Ассаламу алейкум!» Он ответил: «Ваалейкум салам, о Ибрахим!» «Откуда ты знаешь моё имя?» – спросил я. «Для того, кто познал Аллаха, скрытым ничего не бывает», – был ответ. Я тогда спросил его: «Вижу, что ты занимаешь особое положение перед Аллахом, почему ты не попросил Его избавить тебя от комаров?» Он ответил: «Я вижу, что ты тоже почтенный человек. Почему ты не попросил Аллаха избавить тебя от страсти (желания) к гранату?»

Задумайтесь над глубоким смыслом этих слов, ведь боль от укусов комаров чувствуется лишь в земной жизни, а наказание за страсти и желания человек получит в последней жизни. Укусы комаров ощутимы телом, а укусы желаний – сердцем. Страсти и желания превращают правителей в рабов, а терпение превращает рабов в правителей. Вспомним рассказ о пророке Юсуфе и Зулейхе. Он стал правителем Египта после того, как был рабом, находился в тюрьме 7 лет, и всё благодаря терпению и оставлению грехов. А Зулейха, бывшая женой визиря, стала бедной, старой и слепой из-за своего желания, оттого, что не смогла противостоять своей любви к Юсуфу.

Джихад (газават) делится на 3 вида:

1. Джихад с неверными, когда они не дают исполнять религиозные обряды и при некоторых других обстоятельствах.

2. Джихад с заблудшими с помощью знания (ильм) и доводов. В Коране говорится (смысл): «Призывай их на путь Аллаха мудростью и красивой проповедью и веди спор с ними наилучшим образом».

3. Джихад с нафсом. В Коране сказано (смысл): «Тех, кто сражается со своим нафсом ради Нас, мы направим по Нашему пути. Поистине Аллах – с благородными».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый лучший джихад – это джихад с нафсом». Сподвижники, когда возвращались из газавата против неверных, говорили: «Мы вернулись из малого джихада к большому джихаду». Джихад с нафсом назвали большим джихадом потому, что он длится до смерти человека, а джихад с неверными бывает редко. И ещё: воин видит врага, а шайтана – нет. Воевать с теми, кого мы видим, – легче, чем с невидимым врагом. У шайтана есть помощник внутри нас, а у врага – нет.

Поэтому помоги Аллах нам всем прекратить следовать за своими страстями! Да наставит Аллах нас всех на путь истинный! Амин.

Мухамад Хабиб Тажуддинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.