Искусство каллиграфии, как отражение культуры человека

17 Октябрь 2009
5029

Искусство каллиграфии, как отражение культуры человекаСреди многих направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия.

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта, также — учебная дисциплина.

Каллиграфия (хатт или хутут – араб.) в искусстве Ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Священного Корана, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

Каллиграфия начала процветать на самых ранних этапах исламской истории. Вскоре буквы семитского алфавита превратились в декоративные, для написания и изучения Священного Корана. Сформировалась угловатая пиктографическая форма графики, напоминающая упрощённые виды иероглифов. Эта форма письменности именовалась куфи (по имени города Куфа в Ираке).

С изменением формы листов изменились формы и размеры букв: неровноудалённые, несоразмерные и крупные буквы первоначального куфи стали более слитными, ровными и пропорциональными. Стараниями визиря аббасидских халифов Ибн Мукала (умер в 940 г.), который предложил соразмерять буквы с помощью кругов и полукругов и первую букву арабского алфавита (то есть букву "алиф") принял как основу для выяснения соразмерности остальных 27 букв, простая деятельность по переписыванию текстов превратилась в настоящее искусство каллиграфии.

Сначала арабы пользовались стилем хиджази, в котором сохранялся стиль клинописного письма с прямыми углами. Постепенно стали вырабатываться новые почерки, большинство которых было вариантами «великолепной шестёрки» – шести почерков, признанных каноническими.

Это насх, мухаккак, сульс, рикаа, райхани, тауки. Каждый почерк применялся в определённой сфере, например, почерком дивани писали дипломатические документы, почерком рикаа пользовались в быту, почерком насталик писали комментарии к Корану, а почерк куфи, (возникший на базе хиджази) до сих пор используется (в разных вариантах) в архитектуре и декоративном искусстве. Каждый из этих почерков зависел от времени, места написания и мастера – каллиграфа. Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке: высчитывались высота вертикальных букв, протяжённость слова на строке. За эталон отсчёта брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяжённость той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Среди наиболее известных мастеров каллиграфии - выходцы из разных уголков арабо-мусульманского мира: Халид ибн Аль-Хаййаж, Аль-Фарахиди (8 в.), аль-Дахак, аль-Ишак, Ахмед аль-Калби, Ибрахим и Йусуф аль-Шараджи, Ахваль аль-Мухаррир (9 в.), Абу-Али Мухаммад ибн-Али ибн-Мукла, Ибрагим ас-Сули (10 в.), Абу ль-Хасан Али Ибн аль Бавваб (11 в.), Йакут аль-Мустасими (13 в.), аль-Калкашанди (15 в.) и др. Среди каллиграфов были и женщины: Фатима аль-Багдади и Шухда бинт аль-Абнари (12 в.). Но лучшим из каллиграфов называли Йакута аль-Мустасими (1203–1298). Именно он разработал систему стилей каллиграфии, взяв за основу шесть самых известных, с учётом пропорций каждой буквы, а также разработал методику обучения её секретам.

С распространением книги в мусульманском мире более популярными стали скорописные стили почерка – рукаа. Как правило, этим почерком написано большинство манускриптов позднего времени.

В Дагестане в последние годы стало доброй традицией проводить конкурсы каллиграфии, всероссийского уровня.

Каждый год проводятся конкурсы и выставки работ по каллиграфии, студенты и востоковеды изучают старинные рукописи, надгробные памятники, покрытые арабскими надписями и старинные манускрипты. Искусство каллиграфии как отражение культуры человека. Через нее поддерживается связь веков, чтобы не забывать то богатство, какое дает владение письменной речью.

В исламских учебных заведениях проходят уроки по каллиграфии, что даёт возможность современной молодёжи приобщиться к великому духовному наследию учёных древности.

В Дагестане искусству каллиграфии раньше тоже уделялось большое внимание. Ведь большинство книг писались вручную, с использованием разных видов почерка. Знаменитой была типография Мавраева в Буйнакске, в которой переписывались арабские книги. До сих пор в каждом селе хранятся по несколько сот рукописей. Хотелось бы отметить имена известных дагестанских каллиграфов: Газимухаммад из Уриба, Абдулатип из Накитля, Хасан из Казанища, Насрула Михакелав сын Муртазали из Ашильта и других.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.