Порицаемо стремиться к мирскому из-за любви к нему
Скупость и накопительство – это путь, ведущий к чрезмерной любви к материальным благам, а «любовь к мирскому – основа всего плохого», как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Пророк (мир ему и благословение) очень ценил в людях щедрость и милосердие. Он неустанно призывал сподвижников приобретать похвальные качества и отдаляться от порицаемых:
اتقوا الظلم فإن الظلم ظلمات يوم القيامة، واتقوا الشح فإن الشح أهلك من كان قبلكم حملهم على أن سفكوا دماءهم واستحلوا محارمهم
«Бойтесь притеснения, поистине оно обернётся мраком в Судный день, и остерегайтесь скупости, поистине скупость погубила тех, кто были до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (хадис от Джабира передал имам Муслим (№ 6668)).
Именно скупость и жажда наживы толкает людей на путь греха, заставляет переступать все законы – шариатские, государственные и общечеловеческие. Скупость и алчное накопление денег лишает человека зрения, слуха, а очень часто и ума, ведёт к преступлениям, озлоблению, непониманию, отказу порой родных людей друг от друга. Документы из архива любого суда легко докажут это – сколько в них дел о преступлениях на почве дележа наследства, сколько убийств из-за денег, золота, недвижимости?! Разве не алчность движет теми, кто продаёт наркотики, открывает игорные дома, места для разврата и распития спиртных напитков, в которых происходит всё самое скверное?
Несчастный Са'лабат
Чрезмерная любовь человека к богатству может стать причиной заблуждений в вере, да сохранит Всевышний Аллах мусульман от такой участи. Как это и случилось с Са'лабат Бин Хатибом, когда он пришёл к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и сказал: «О Пророк, обратись к Аллаху и попроси его одарить меня богатством». Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Горе тебе, Са'лабат: малое, за что ты будешь благодарен, лучше большого, которого ты не вынесешь». Но Са'лабат ещё раз попросил, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разве не хочешь ты быть подобным Пророку? Если я пожелаю горы золота себе, они будут у меня». Са'лабат ответил: «Если попросишь Аллаха, и одарит он меня богатством, я дам каждому, кому положено, его долю». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сделал для него дуа, и не прошло много времени, как Са'лабат стал хозяином такого стада овец, что ему пришлось выйти за пределы Медины, чтобы пасти их. Вследствие этого он отказался не только от участия в совершении пятикратной молитвы, но и от пятничной молитвы.
Когда был ниспослан аят: «Ты возьми с их имущества милостыню, которая станет причиной для очищения их от грехов и увеличения благодати в их имуществе» (Коран, № 9:103), Пророк (мир ему и благословение) послал одного из сподвижников к Са'лабе за закятом, и тот отказался его выплатить, сказав: «Что же это, как не налог». И тогда Аллах ниспослал аят:
وَمِنْهُمْ مَنْ عَاهَدَ اللَّهَ لَئِنْ آَتَانَا مِنْ فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَ فَلَمَّا آَتَاهُمْ مِنْ فَضْلِهِ بَخِلُوا بِهِ وَتَوَلَّوْا وَهُمْ مُعْرِضُونَ فَأَعْقَبَهُمْ نِفَاقًا فِي قُلُوبِهِمْ إِلَى يَوْمِ يَلْقَوْنَهُ بِمَا أَخْلَفُوا اللَّهَ مَا وَعَدُوهُ وَبِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ أَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُمْ وَأَنَّ اللَّهَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ
Смысл: «И среди них есть такие, которые заключили договор с Аллахом: если Он дарует нам из Своих благ, то мы непременно будем давать милостыню и непременно будем из числа праведных. А когда Он даровал им из Своих благ, они скупились и отдалились от повиновения Аллаху, они уклонились от данного обещания. И лицемерие утвердилось в их сердцах вплоть до дня, когда они встретят Его, т. е. до Судного дня, из-за того, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали. Разве эти лицемеры не знают, что Аллаху известно о том, что скрыто в их сердцах, и о тайных разговорах, которые они ведут между собой, и что Всевышний Аллах – Знающий сокровенное?» (Коран, № 9:75–78).
Когда это дошло до Са'лабы, он пришёл с закятом, но Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах запретил мне принимать от тебя». Тогда Са'лаба отправился по очереди к сподвижникам Абу Бакру, Омару, Осману и Али, да будет Аллах ими доволен, с просьбой принять от него закят, но никто из них не принял его закят, сказав, что они не могут принять то, чего не принял Пророк (мир ему и благословение).
Са'лабат умер при халифе Османе (да будет доволен им аллах), охваченный чрезмерной любовью к богатству, будучи не соблюдающим молитву и не выплачивающим закят. И только Аллах ведает, как он покинул этот мир и что его ждёт на том свете.
То, что случилось с этим человеком, является достаточным назиданием для тех, кто отдал предпочтение мирскому, отказавшись от исполнения повелений Аллаха. Шариат дозволяет заниматься мирским, более того, зарабатывать для себя и для содержания своей семьи – это обязанность мусульманина, за исполнение которой он получает большое вознаграждение. Но порицаемо стремиться к мирскому из-за любви к нему, чтобы накопить его, хранить и гордиться им перед другими. Занимаясь мирскими делами, следует иметь правильное намерение и остерегаться, чтобы любовь к мирским благам не завладела сердцем полностью.
Один из святых, шейх Мухаммад-Афанди из Батлуха, да смилуется Аллах над ним, сказал: «Пусть этим миром будут заняты твои руки, а не сердце».